Варяг / Северянин / The Northman
США, 2022
Жанр: фэнтези, боевик, драма
Режиссер: Роберт Эггерс
Сценарий: Сьон, Роберт Эггерс
В ролях: Александр Скарсгард, Николь Кидман, Клас Банг, Итан Хоук, Аня Тейлор-Джой, Густав Линд, Эллиот Роуз, Уиллем Дефо, Фил Мартин, Эльдар Скар
Похожие фильмы:
- «Викинг» (2016)
- «Банды Нью-Йорка» (2002)
- «Викинги» (сериал, 2013-2020)
Режиссер и сценарист (а возможно, даже человек и пароход) Роберт Эггерс взлетел на вершину кинематографического Олимпа в 2015 году с историческим фолк-хоррором «Ведьма». Новоанглийская сказка с молодой старлеткой Аней Тейлор-Джой в главной роли была тепло принята критиками, а у зрителей вызвала диаметрально противоположные мнения. Через несколько лет творец выкатил на суд общественности черно-белый камерный «Маяк», где Уиллем Дефо вовсю третировал усатого Роберта Паттинсона. Фильм повторил судьбу предшественника, собрав ворох восхищений от рецензентов и став очередным яблоком раздора между обычными киноманами.
Но глупо было бы отрицать тот факт, что во второй полнометражной картине Эггерс отошел от линейной драматургии и построения сюжета в сторону более вычурного авторского видения и откровенного артхауса. У него определенно вырисовывался собственный почерк. Оттого вдвойне интересно было, чем окажется на деле третий фильм постановщика — «Варяг». Исторический скандинавский эпос про суровых викингов, с бюджетом в десять раз больше, чем суммарно ушло на «Маяк» и «Ведьму», — все это наводило на мысль, что будет кровавое зрелище с эффектными сражениями и красивой картинкой. Что ж, кое-что из этого в кино действительно есть.
Итак, история, основанная на древних скандинавских легендах, строится вокруг простого сына конунга по имени Амлет (это не совпадение, есть мнение, что Уильям наш Шекспир именно с него писал своего датского принца). Как и более известный в широких кругах почти-тезка, наш герой стал свидетелем ужасного предательства со стороны родного дяди — тот убил законного правителя и занял его место, а также супругу. Пообещав, аки Арья Старк, вернуться и отомстить, малолетний наследник покидает родной остров и отправляется на Русь. Спустя годы, достигнув нужной боевой формы и отточив убийственные навыки, герой возвращается в родные края, дабы вершить кровавое правосудие.
История, прямая как палка, казалось бы, так и располагает напихать в нее побольше красивых поединков, масштабных заруб обдолбанных мухоморами берсеркеров да других кошерных вещей, коими славятся викинги в общественном сознании. Однако Эггерс не был бы самим собой, если бы не пошел другим путем, а именно — напихал в повествование побольше рефлексии и прочих вещей, коими удлинил хронометраж до неприличных размеров.
Судите сами: на весь фильм всего одна батальная сцена. Снята она почти как набег индейцев в «Выжившем», с минимумом монтажных склеек. Злобный накачанный Скарсгард, перемазанный кровью, наводит на оптимистичные мысли, если смотреть со стороны. Однако в динамике данная сцена вызывает двойственные эмоции: если смотреть на задники, то там полно живописных и ярких деталей, в то время как передний план с воинственным протагонистом навевает скуку. Всему виной нерасторопные статисты, слишком заторможено ждущие своей очереди атаковать и умирать.
Конечно, в картине есть еще парочка снулых драчек и даже одно спортивное мероприятие, напоминающее квиддич для бедных (или лапту на стероидах). Но масштаб, качество и постановка слишком блеклые для бюджетного исторического кино про викингов. Зато чего тут с избытком — так это странных ритуальных обрядов, песнопений, народных плясок и прочих скромных радостей раннего Средневековья. Перемежаются эти радости антропологов периодическими наркотрипами: закидываясь всяким по расписанию, Амлет прилежно фонтанирует красочными галлюцинациями.
Разумеется, бытописание, морально-этические рефлексии и визуализация расширенного сознания — это немножко не то, чего ожидаешь от героического эпоса с викингами. Львиную долю сцен можно было запросто подсократить, уменьшив тем самим продолжительность и увеличив динамичность. Надежда вновь оживает, когда герой начинает кошмарить племя злодейского дядьки, но в итоге сюжет все равно упирается в недостоверно разыгранную любовную историю и эмоциональную нелогичность вкупе с сюжетными допущениями и буквальным «богом из машины» в виде посланников Всеотца Одина.
Но чего у фильма не отнять, так это визуальной красоты. В кадре часто мелькают нордические красоты Ирландии, восхитительные пейзажи и живописные просторы, на фоне которых людишки кажутся особенно мелкими и жалкими. Подчеркивает красоту происходящего и потрясающая операторская работа — дело не только в умении витать вокруг героев, но и в выборе ракурсов, композиции и цветовой гаммы. Последняя, к слову, в начале выглядит настолько знакомой, что хочется закричать: «Скайрим — для нордов!» В дальнейшем архитектура, драугры и обязательное исследование подземных могильников также напомнит всем довакинам о «Древнейших свитках» за номером пять. А вот музыка тут явно на любителя — она чаще раздражает заунывной монотонностью, нежели подчеркивает происходящее на экране.
«Варяг» — это определенно неплохое кино. Оно местами скучное, затянутое, чрезмерно медитативное и себе на уме. Но одновременно — красивое и в меру увлекательное. Плотность содержания артхауса на один квадратный кадр здесь меньше, чем в остальных работах Роберта Эггерса, так что имейте в виду, прежде чем приступать к просмотру.
И да смилостивится над вами Хель.
Комментариев: 0 RSS