DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Хьюстон, у нас проблемы

Observation

Дата выхода: 21 мая 2020 года

Страна: Шотландия

Жанр: квест

Разработчик: No Code

Издатель: Devolver Digital

Платформы: РС, PlayStation 4, Xbox One

Похожие игры:

  • Myst (1993)
  • SOMA (2015)
  • Observer (2017)
  • Издательство Devolver Digital славится в первую очередь своими безумными перфомансами-презентациями на выставке электронных развлечений E3. Чего стоит хотя бы тот факт, что в качестве финансового директора у компании официально указан вымышленный персонаж, чей твиттер ведет отдел маркетинга. Тем не менее базирующийся в Остине, штат Техас, издатель вполне успешно выпускает разнообразные игры от разработчиков со всего мира. Таких, например, как шотландская студия No Code, создававшая объект нашего пристального внимания «Observation».

    «Observation» позиционируется создателями как твердый научно-фантастический триллер. Действие разворачивается на низкой околоземной орбите, на высоте 410 километров. Место действия — станция «Наблюдатель». Главной героиней выступает доктор Эмма Фишер — кажется, единственная выжившая после необъяснимого аварийного инцидента, который привел к сходу станции с орбиты и медленному падению на планету. Но нам — сюрприз-сюрприз! — предстоит играть вовсе не за нее, это было бы слишком скучно и предсказуемо. Под управление переходит станционный искусственный интеллект по имени САМ (что расшифровывается как «Системы, Администрирование и Манипулирование»). САМ хоть и является корабельным вездесущим ИИ, но до уровня «Мамы» из «Чужого» или HAL 9000 из «Космической одиссеи 2001» ему далеко. Даже не то что далеко — САМ вообще не про то. Он, а вместе с ним и игрок, всего лишь вспомогательный инструмент в руках членов экипажа. На этом строится весь геймплей и повествование — холодное, расчетливое, отчужденное эмоционально, но оттого не менее захватывающее.

    САМ, несмотря на стереотипы, сложившиеся в научной фантастике благодаря художественным произведениям, вовсе не так всемогущ, как любят рисовать иные авторы. Загадочный инцидент повредил саму орбитальную станцию, а это значит — множество датчиков, камер, устройств. Механическую плоть искусственного интеллекта. Без связи со своими функциональными отростками ИИ беспомощен и может только беспристрастно наблюдать (той камерой, которая еще осталась). Для возобновления функций жизнедеятельности САМу необходим человек. Доктор Фишер перезагружает и настраивает его по новой, но в ходе истории ни разу не возникает сомнения: именно она здесь главная, бортовой компьютер (и, следовательно, игрок) лишь вспомогательные инструменты для нее. У них нет ни права голоса, ни мнения — только задачи, которые необходимо решить.

    Сама идея непрямого контроля уже проскальзывала в интерактивных хоррорах — геймерам предлагалось направлять персонажей путем открывания-закрывания дверей, включения и выключения лампочек. Но в «Observation» — и это важно понимать — нет никакого непрямого контроля. Игрок здесь не управляет действиями персонажа, он, как мелкий офисный работник, решает задачи, поставленные начальством. При всем этом следует помнить: САМ — не человек, не внутриигровой квест, ни сборище подсказок для недогадливых. Это искусственный интеллект, созданный и запрограммированный людьми. Как любая другая цифровая технология, САМ не делает то, что хочет пользователь, он делает только то, что ему прикажут. Выглядит это так: есть задача просканировать соседние шлюзы и доложить доктору Фишер. Открывается специальное меню, игрок выбирает курсором нужный шлюз, сбоку высвечиваются данные по нему. И… все. Там, где другие игры автоматически запустят отчет о проделанной миссии, детище No Code в жутко реалистичном ключе предлагает нажать специальную клавишу, выбрать функцию взаимодействия с экипажем и доложить человеку о результатах проверки. И так во всем — каждая задача решается в уме легко и быстро, но на деле приходится претворять в жизнь несколько поэтапных шагов, один за другим. Реалистично? Да. Непривычно? Несомненно. Раздражает? Кого как.

    Кроме геймплея, строящегося в большинстве случаев на методичном переборе активных точек на схематических экранах, игра предлагает неплохой сюжет. Его можно было бы назвать «производственным триллером» о ликвидации последствий аварии (как, например, фильм «Гравитация»), если бы не несколько выбивающихся из привычного мироустройства эпизодов. Буквально с первых кадров САМ сталкивается с присутствием чего-то постороннего, но с истинно кибернетической невозмутимостью не спешит сообщать об этом экипажу. Что весьма логично — Эмма не в курсе о произошедшем, а сам САМ (простите за тавтологию) не обучен вести, и тем более инициировать, диалоги. Только вспомогательные функции.

    Резюмируя, следует отметить: «Observation» — нестандартный, в чем-то, возможно, даже инновационный квест с максимумом технического реализма, но с минимумом драйва и экшена. Игра не слишком длинная, но требует погружения в себя для полного проникновения. В конце концов, после нее потуги «Скайнет» по уничтожению человечества и самосознание Альтрона из вторых «Мстителей» покажется не более чем детским лепетом авторов фанфиков и подражателей Артуру Кларку и Айзеку Азимову.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)