DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Я шут, я арлекин, я просто смех…

Джокер / Joker

США, Канада, 2019

Жанр: драма, триллер

Режиссер: Тодд Филлипс

Сценарий: Тодд Филлипс, Скотт Сильвер

В ролях: Хоакин Феникс, Роберт Де Ниро, Зази Битц, Фрэнсис Конрой и др.

Похожие фильмы:

  • «Таксист» (1976)
  • «Машинист» (2003)
  • «Темный рыцарь» (2008)

Создатель трех частей комедийной франшизы «Мальчишник» Тодд Филлипс сумел удивить общественность трижды. Во-первых, режиссер внезапно переметнулся в сторону «серьезного» и большого кино, взявшись за историю одного из главных злодеев современного кинематографа – Джокера. Во-вторых, созданная им картина оказалась так хороша, что впервые фильм, снятый по мотивам супергеройских комиксов, не только был представлен на Венецианском кинофестивале, но и получил главный приз. Ну и, наконец, в-третьих, несмотря на шлейф арт-кино и полное отсутствие в фильме всего того, что является неизменной составляющей фильмов о супергероях, «Джокер» сумел завоевать и сердца зрителей, которые увидели за клоунским бесконечным кривлянием обычного человека.

Творение Тодда Филлипса вполне можно было обозвать в эпичном нолановском духе «Джокер: Начало», поскольку два часа картины полностью посвящены становлению Джокера, его метаморфозам и перевоплощениям. На самом деле добрую часть фильма мы смотрим вовсе не на безумного хитроумного Джокера, короля Готэма, а на среднестатистического неудачника из большого города – Артура Флека. Артур – комедиант, зарабатывающий гроши, живущий с мамой и страдающий от депрессии. На завтрак, обед и ужин он ест антидепрессанты и нейролептики, раз в неделю заглядывает к социальному работнику, а его единственная отдушина в этой жизни – просмотр вечернего телешоу с Мюррэем Франклином, харизматичным ведущим, годящимся Артуру в отцы. Мать уверят героя, что он рожден дарить людям смех и веселье, и Артур Флек свято в это верит. Вот только ему самому совсем не весело: у него нет друзей, нет любимой девушки, и от мира он получает только пинки, тычки и тумаки. Но как-то раз, столкнувшись в пустом вагоне метро с тремя подвыпившими мажорами с Уолл-Стрит, Артур на секунду станет тем, кто может дать отпор. И это превратит его в икону…

Если раньше на кинокомиксы зрители смотрели исключительно как на аттракцион, где в обязательном порядке все должно летать и взрываться, полностью игнорируя законы физики и здравого смысла, то «Джокер» Тодда Филлипса полностью переломил ситуацию и вместо эскапизма предложил зрителям психологизм и реализм. Готэм времен забастовки мусорщиков – практически трамповский Нью-Йорк в поисках нового героя, способного побороть классовое расслоение и сгладить царящий раздор. Джокер – новый Гамлет, чувствующий «расстроенный мир» и «порванную цепь времен», недаром трижды на разные лады в фильме повторяется фраза о безумстве и ненормальности этого мира. Вот только быть героем, «настройщиком» мирового порядка Флек/Джокер не в состоянии: даже в статусе звезды поднявшегося бунта он остается всего лишь жертвой обстоятельств, неспособной ни делать выбор, ни нести ответственность за совершенные поступки. То, что в глазах общественности выглядит настоящим поступком, на деле оказывается действием доведенного до крайней точки отчаяния человека, которому больше не на что надеяться и не во что верить.

«Джокер» ребром ставит вопрос о супергерое, которого мы заслуживаем. Доведенная до исступления толпа, являющаяся воплощением хаоса, готова поместить на свою хоругвь изображение любого. В состоянии анархии место предводителя бунта может занять совершенно случайный человек, даже вечно отвергаемый и презираемый обществом Артур Флек с облитыми зеленкой волосами. Клоунские маски – своеобразные растиражированные изображения лица Гая Фокса в мире Готэма, ставшие символом протестного движения, пришлись ко двору лишь потому, что в обществе назрела потребность прятаться, надевать чужую личину, объединяться с другими такими же, а еще лучше – все это вместе и сразу. Рыбак рыбака видит издалека лишь потому, что на нем надета та же маска вечного неудачника, которой вдруг придумали иное значение, превратив в символ борьбы со всей мировой несправедливостью.

Даже странно, что после первого уик-энда проката российские соцсети не заполонил мем «ЯМЫДжокер», ведь представленный на суд зрителя Артур Флек – плоть от плоти простого народа, вечно недовольного властью, царящей повсюду коррупцией, безработицей, низкой оплатой труда и озлобленностью окружающих. Ох, как нелегко придется тому, кто возьмется выстраивать в рамках той же киновселенной образ Бэтмена: холеный мальчик из богатой семьи, живущий в особняке с личным дворецким – воплощение всего того, что мы ненавидим и от чего хотим избавиться. И уже абсолютно не важно, что юный Брюс Уэйн – точно такая же жертва обстоятельств, как и Флек: на старте ему дано больше, и это играет против него, когда речь заходит о симпатии и идентификации зрителем себя с экранным персонажем.

Отказавшись играть по правилам и делать из «Джокера» еще один пафосный боевик с вкраплением юмористических сцен, Тодд Филлипс, вероятно, сам того не ведая, совершил прорыв в индустрии. Теперь история выдуманного злодея со страниц комиксов может встать в один ряд с фильмами Мартина Скорсезе и Стэнли Кубрика, а планка для будущих проектов DC поднята так высоко, что любой возврат к штампам супергероики будет казаться полным провалом.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)