DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ АРТУРА

Когда время диктует свою волю

Исполнитель: Rammstein

Название альбома: Zeit

Жанр: Industrial Metal

Страна: Германия

Лейбл: Universal Music Group

Дата выхода: 29 апреля 2022

Непредсказуемость и своеволие — часть имиджа Rammstein. Бывает, они замолчат лет на десять, чтобы внезапно вернуться со свежим альбомом и прокатиться по миру с умопомрачительным шоу в его поддержку. А бывает, что анонсируют студийные релизы с промежутком всего в три года.

Но в данном случае все мы хорошо знаем, что послужило причиной небывалой продуктивности в последние годы. Пресловутая пандемия COVID-19 и последовавшие ограничения свели на нет концертную деятельность. Все это побудило Rammstein и их менеджмент вернуться в студию для записи нового полноформатника. Конечно, можно долго гадать, каким бы мог стать их восьмой студийный релиз, если бы «раммы» потрудились над ним на пару лет дольше… Но тут уж, как говорится, имеем что имеем.

После первого ознакомления с «Zeit» («Время») можно сказать, что альбом стал прямым наследником безымянного диска 2019 года. Он заметно уступает ему по части хитовости, но при этом получился даже более разнообразным и вместе с тем необычайно лиричным и вдумчивым. Примерно половина альбома окрашена в холодные меланхолические тона и исполнена философского духа. В этом творческий облик современных Rammstein — более зрелых, умудренных и погруженных в самокопание, чем раньше. Видно, что на данном этапе им это интереснее, чем провоцировать и вгонять в экстаз свою аудиторию.

Впрочем, и с эпатажем, и с фирменной драйвовой подачей в «Zeit» дела обстоят вполне прилично. Каждая из одиннадцати новых композиций — это предельно индивидуальная история, не похожая на другие. Первая из них, «Armee der Tristen» («Армия мрачных»), хороша именно как открывающий трек — динамичная и величественная, подчеркнутая громогласным пением Тилля Линдеманна, плотной стеной гитар и холодных синтезаторов. Заглавная тема определенно задает тон всему альбому — проникновенный лирический гимн с потрясающей трагедийной мелодикой и берущими за душу вокальными партиями, посвященный беспощадности и всесилию Времени, полный неотвратимости уровня эпической драмы. Несомненно, одно из лучших и мощнейших произведений Rammstein, по уровню мало чем уступающее легендарной «Mutter» или «Ohne Dich».

Последующий номер, «Schwarz» («Тьма»), выполнен в стиле достаточно традиционного для группы индастриала, но не лишен поэтичности и упоения декадансом. Еще одно откровение Тилля, извлеченное из закоулков его непостижимой души: «Потому что всегда, когда мне одиноко, // Меня тянет во тьму, // Заход солнца для меня всегда удовольствие». «Giftig» («Ядовитый») в этом плане намного прогрессивнее и свежее, в первую очередь за счет эффектнейших синтезаторных приемов с привкусом ориентализма и даже дабстепа. В нем действительно есть нечто неуловимо хищное, усиленное пробирающим чеканным припевом и мощным риффингом от Пауля Ландерса и Рихарда Круспе.

Но Rammstein не были бы собой, если бы смогли удержаться от двусмысленностей и скользких шуточек «ниже пояса». Сингловый «Zick Zack» — наиболее форматный, искрометный и донельзя прилипчивый хит — с фирменным черным юмором высмеивает злоупотребления современной пластической хирургией. И да, в нем мы можем услышать солирующую бас-гитару Оливера Риделя. Безвредная на первый взгляд аббревиатура «ОК» на самом деле расшифровывается как «Ohne Kondom» («Без презерватива») и с невозмутимым сарказмом скрещивает ритмичный индастрил с кафедральными хоралами, причем припев отдает пародией на духовные песнопения.

В «Meine Tränen» («Мои слезы») музыканты снова обращаются к печальным и тягостным декорациями исповедальной баллады, главным героем которой, конечно же, выступает Тилль, повествующий о своем детстве и непростых отношениях с матерью. Драматическая и задевающая за живое песня, где сквозь сочащуюся грусть и сожаление пробивается нотка тепла.

Совсем иным предстает мрачный, грубый и механизированный «Angst» («Страх») — необычайно агрессивный (чего так не хватает этому и предыдущему альбомам) манифест на тему управления общественными массами. Болезненная атмосфера, мощный надрыв, брызжущие эмоции на грани срыва, а также деструктивные сбивки и переходы делают эту вещь наиболее экспериментальной и безумной. И снова контраст: возмутительная в глазах добропорядочного гражданина (или просто лицемера?), «Dicke Titten» («Большие сиськи») проходит победоносным маршем под звуки немецких пивных песен, попутно сотрясая стены самыми сокрушительными риффами, на которые только способна группа.

Ближе к финалу альбом снова обретает умиротворенные лирические ноты. «Lügen» («Ложь») — еще один образчик интимной поэзии Линдеманна, упакованный в горькие ностальгирующие тона, где атмосфера достигает чуть ли не софт-роковых границ в обрамлении техно-аранжировок. Не менее трогательной и даже мягкой получилась заключительная фраза «Adieu» («Прощай») с лирикой на разных языках, где Флаке снова творит чудеса своими клавишными, а Круспе и Ландерс успешно осваивают пределы альтернативного рока. Прощание, как всегда, получилось торжественным. Может, то было настоящее прощание?

В эмоциональной палитре «Zeit» явно держит первенство над альбомом со спичкой на обложке: он одновременно философски-спокоен и болезненно раним, похотлив и язвителен, психопатичен и агрессивен, остроумен и полон меланхолии. Словом, вполне напоминает собой человеческий мозг. А вот в плане хитовости и выразительности материала музыканты не так далеко продвинулись вперед. Создается впечатление, что группа не заинтересована в написании стадионных вещей и сосредоточилась на инерционном создании просто хороших песен.

Гитарный тандем Круспе и Ландерса не может похвастаться запоминающимися убойными риффами, в данном случае гитары выполняют скорее вспомогательные функции. Барабанщик Кристоф Шнайдер задает привычный уверенный бит без изысков. На первый план отчетливо выдвинут вокал Линдеманна. Клавишные незаменимого Флаке, чью креативную энергетику сложно переоценить в принципе, здесь звучат просто фантастически, его прогрессивный и изобретательный подход во многом делает «Zeit» именно тем, чем он и должен быть — альбомом Rammstein.

Безусловно, «Zeit» — качественная, но спорная работа, во многом рефлексивная, но при этом крайне разнородная и не менее экспериментальная. Так или примерно так рождался не менее противоречивый «Liebe Ist für Alle Da» (2009), когда музыкантам пришлось творить на голом энтузиазме, практически не имея никаких идей и наработок. В итоге получилось то, что получилось. То, что нельзя загнать в определенные рамки и чему никак не дашь однозначную оценку.

«Zeit» вполне оригинален, но производит впечатление некоего переходного звена. Стоит похвалить желание Rammstein разрушить собственные стандарты звучания и стремление развиваться в качестве композиторов. И это, пожалуй, лучше воспринимать как должное — ведь творческий почерк группы меняется вслед за мировоззрением музыкантов. Иными словами, Время диктует свою волю.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)