DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Люди ночами делают полых людей

Тихий уголок / The Silent Corner (роман)

Автор: Дин Кунц

Жанр: триллер, научная фантастика

Издательство: Азбука, Азбука-Аттикус

Серия: The Big Book. Дин Кунц

Год: 2018 (в оригинале — 2017)

Перевод: Г. Крылов

Похожие произведения:

  • Дин Кунц «Молния» (роман)
  • Дэн Браун «Инферно» (роман)
  • «Весь мир боится читать Стивена Кинга, а сам Стивен Кинг боится читать Дина Кунца» — растиражированная фраза из нью-йоркского таблоида и раньше казалась не слишком убедительной, а с годами и вовсе утратила актуальность. Стивен Кинг стал не таким страшным, зато более мудрым, психологичным, внимательным к деталям. Поздний Дин Кунц, судя по последним романам, никого пугать вообще не собирается. Ему гораздо интереснее устраивать кинематографичный экшен (особо не рассчитывая на экранизацию), намечать контуры глобальных проблем (не пытаясь постичь их сущность) и рассказывать о преимуществах золотистых ретриверов (вдруг кто-нибудь не в курсе, что именно эта порода «лучше всех»). Фирменные фишки, все больше напоминающие приевшиеся самоповторы, положены в основу романа «Тихий уголок» — книги, открывающей новый цикл о неконтролируемом агенте ФБР Джейн Хок.

    С самого начала действие романа сковано схематизмом, словно Дин Кунц, позабыв о десятилетиях успешной писательской практики, взялся следовать советам из сомнительного учебника для начинающих романистов. Слежки, погони, переживания — сюжет изобилует динамикой, но при этом остается слишком техничным и предсказуемым. Читать «Тихий уголок» все равно что смотреть футбольный матч, счет которого уже известен — какие бы опасные моменты ни возникали на поле, результат никак не изменить.

    Казалось бы, Дин Кунц собаку съел (конечно же, золотистого ретривера) на историях о том, как молодая отважная женщина пытается докопаться до истины, а ее преследуют «вездесущие, почти мистические “они”». Однако в «Тихом уголке» обкатанный сюжетный ход выглядит чересчур вялым. Вроде бы здесь есть интересная завязка — муж Джейн сводит счеты с жизнью без каких-либо причин. Пытаясь понять, что подтолкнуло его к самоубийству, она обнаруживает пугающую статистику: резкое увеличение числа суицидов среди «успешных и хорошо устроенных людей, не знавших ни депрессии, ни эмоциональных проблем, ни финансовых затруднений». За растущими цифрами возникает силуэт зловещей организации с далеко идущими планами по переустройству мира.

    Разве может противостояние человека и могущественной системы быть неинтересным? Дин Кунц доказывает, что может: достаточно сделать героя-одиночку этакой помесью марвеловского супергероя и ницшеанского сверхчеловека — неуязвимым, непобедимым, не допускающим ошибок. Джейн Хок совершает уйму рискованных поступков, но поводов поволноваться за нее автор не дает — ни разу с пугающей явственностью не замаячит угроза провала, ни разу не промелькнет тревожная мысль: «Неужели это конец?». Главная героиня с легкостью вербует союзников, а недоброжелателей играючи обводит вокруг пальца или укладывает на обе лопатки. Нескольких точечных ударов из «тихого уголка» достаточно, чтобы влиятельная и законспирированная организация продемонстрировала свою беспомощность и уязвимость. «Зло лениво и лишено воображения», — справедливо отмечает один из персонажей. Пускай так, но зачем у него отбирать еще и силу, коварство, изворотливость?

    Плюсов роману не придает и чересчур строгое деление на черное и белое. Позиция сил зла ничем не аргументирована, мотивация их действий покрыта мраком. Добро, представленное в образе Джейн, тоже не предъявляет доводов своей правоты, зато вызывает всеобщее восхищение. И давние знакомые, и случайные встречные, и злейшие враги не устают отмечать ее упорство, обаяние, красоту, интеллект…. Бесспорно, Джейн — персонаж интересный, ее любовь к мужу, забота о сыне и желание докопаться до правды заслуживают уважения, но автор не дает героине как следует раскрыться, проявить свои положительные качества. Ее многогранная натура надежно спрятана за чужим восхищением, колеблющемся от язвительного «дерзкая сучка» до лирического «девочка с глазами голубее неба». Небрежность Дин Кунц проявляет не только в отношении персонажей — то же самое происходит и с идеями, трепещущими между Сциллой трюизма и Харибдой абсурда (взять, к примеру, «ящик Пандоры, оказавшейся банкой с червями»).

    Если с персонажем, идеями и сюжетными ходами в «Тихом уголке» творится сущая невнятица, то «полые люди» — жертвы могущественной организации — напротив, выписаны очень эффектно. Рассказывая о тех, чьи «мозги выскребли, оставили только порванные нити, а потом эти нити связали в новую личность», Дин Кунц мастерски играет на страхе утраты своего «я». Процесс потери себя показан очень подробно и разносторонне: сначала глазами Джейн, которая общается с узницей секретного борделя и понимает, что девушку уже невозможно спасти. Прежней натуры больше нет, есть лишь полый человек, для которого заточение, боль, унижения стали воплощением абсолютного счастья. Затем жуткая процедура будет изображена и изнутри — с точки зрения сильного, волевого человека, который постепенно осознает, что перестает себя контролировать. Полые люди Дина Кунца не идут ни в какое сравнение с полыми людьми Томаса Элиота, но они способны навлечь тяжкие раздумья: почему мы (а ведь наши мозги не опутаны неорганической сетью зловещего препарата) так легко отдаемся во власть чужих идей и установок.

    Развязка тоже не удивляет новизной, но здесь проблема заключается не в самоповторах, а в следовании современным трендам. В современной фантастике набирает популярность образ злодея, который намерен решить глобальные проблемы, уничтожив пару-тройку миллиардов человек. У них разные обоснования — кто-то вспоминает о мрачных мальтузианских прогнозах, кто-то исходит из социал-дарвинизма. У них разные методы — главный злодей из «Инферно» Дэна Брауна хочет сделать значительную часть человечества бесплодной, а Танос из фильма «Мстители. Война бесконечности» и вовсе обращает в прах половину обитателей Вселенной. Антагонисты из романа Дина Кунца тоже придерживаются радикальных методов: все, кто продвигает культуру в неправильном направлении, должны погибнуть. Имена заносятся в «список Гамлета» — его название извращенно трактует пьесу Шекспира: если бы принца датского убили в первом акте, множество персонажей остались бы в живых. Дин Кунц не обосновывает жестокую логику. Для него не имеет значения, почему возникают гитлеры, сталины и прочие душегубы. Важно лишь то, что всегда найдутся люди, которые не сломаются, которые смогут дать отпор и не позволят претворить в жизнь кровавые замыслы. Да и стоит ли искать обоснование чудовищным планам — проникнувшись их аргументами, есть риск пойти на сделку с дьяволом. Сделку, которую заключать нельзя, ведь у дьявола нет чести и он не станет выполнять условия договора.

    К концу романа смутные подозрения становятся доказанными фактами. Злодеев настигает вполне заслуженное, хотя и незаконное наказание. И все-таки говорить о финале рано: стоит только попробовать поставить точку, как над ней тут же наполнится ветром парус вопросительного знака. Как формируется «список Гамлета»? Кто находится во главе зловещей системы? Сможет ли Джейн столь же успешно противостоять злу? Ведь оно осознало исходящую от нее опасность и готово бросить в бой даже старых друзей неконтролируемого агента. Друзей, которые больше не знают, что они были друзьями. На последний вопрос с изрядной долей вероятности можно дать утвердительный ответ: вряд ли в следующей книге цикла Джейн растеряет свои супергеройские навыки. За остальными — добро пожаловать в «Комнату шепотов», хотя, может быть, лучше не совершать ошибку и ограничиться «Тихим уголком»?

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)