DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Меж звездой и смертью

Альбом: Звезда и смерть Хоакина Мурьеты

Авторы: Алексей Рыбников и Павел Грушко

Год создания: 1976

Жанр: рок-опера

Лейбл: Мелодия

Звезда и смерть Хоакина Мурьеты

Это произведение носит гордое название «рок-опера», хотя, по прошествии лет, понимаешь, что это самый, что ни на есть, мюзикл – вполне достойный занять место, скажем, рядом с французским «Ромео и Джульетта» или американским «Призраком в опере». Да, в аранжировках здесь проскальзывает мрачность и «роковушность» в прямом и переносном смысле слова - так ведь тема обязывает. Зря, что ли, одним из главных героев здесь выступает Смерть – вопреки русскоязычной традиции, кстати, здесь он – мужчина с импозантным и зловещим голосом.

Вообще, сейчас просто трудно представить произведенный «Мурьеттой» фурор: в семидесятые годы на сцене советского театра шла речь о кровавых стычках, изнасиловании, мести. Сам текст тоже пестрел намеками от скабрезных до политических – тут вам «и есть красотки чьи бока не охвачены пока», и «газы бьют из всех отверстий», и даже «в школе с детства нас учили, нет страны прекрасней Чили»… Словом, весьма необычное произведение – даже «Юнона и Авось», еще более популярное произведение того же Рыбникова, во всех отношениях было менее вызывающим.

Само по себе произведение отчетливо построено на контрастах – включая заявленный уже в заголовке: Хоакин занимает промежуточное положение между Звездой и Смертью, любимой женой и демоническим предводителем рейнджеров. В результате история реального (ну, хорошо, полулегендарного) человека превращается в символическую мистерию, где отступления от исторической правды не так уже важны. Музыкально это тоже решалось на контрастах: тема американцев, противников подается шумно, агрессивно, с узнаваемыми элементами кантри – а тема чилийцев, напротив, по большей части, мягко, лирично, с элементами латиноамериканской мелодики.

Правда, как и во многих мюзиклах, высшей драматической точки «Мурьетта» достигает примерно к середине: к концу первого диска умудряется полностью обрисоваться конфликт, прозвучать наиболее впечатляющие арии и… Дальше события развиваются, причем гораздо быстрее, но прежнего эмоционального накала уже нет, за исключением разве что единственной по настоящему страшной арии во всем мюзикле – «Колыбельной неродившемуся сыну».

Ну и еще одной любопытной особенностью стало то, что отрицательный герой здесь вышел ярче и харизматичнее положительного. Те же «Пророчества Смерти» следующие сразу за «Арией Звезды» резко сбивают впечатление от нее – и запросто могли бы конкурировать даже с такой классикой жанра, как ария Кайафы из «Суперзвезды». Все эти «Слушайтесь природу, делайте детей, сыпьте их в копилку будущих смертей!» - до сих пор производят неизгладимое впечатление, а уж в советские времена и вовсе воспринимались, как настоящий акустический фильм ужасов.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)