DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

НЕ ГОВОРИ НИКОМУ

Народные пляски

Исполнитель: Лёдъ

Название альбома: Погребальный мед

Жанр: Neofolk, Ritual Folk

Страна: Россия

Лейбл: SvaSound Records

Дата выхода: 10 февраля 2022

Музыка разных исполнителей фолк-рока и фолк-метала во многом похожа. Это из-за того, что в основе европейской народной музыки лежат вполне определенные музыкальные гармонии и тематика песен. Хотя в век постмодерна можно спокойно нарушать любые каноны. Главное — сказать, что все это постирония.

Тем не менее карандашиком коллектив «Лёдъ» все-таки записали в подражатели Wardruna. Ведь благодаря сериалу «Викинги» группа Эйнара Селвика быстро обросла огромным количеством поклонников да и просто желающих через музыку причаститься таинств природы и мудрости предков.

Неофициально «Лёдъ» был записан в когорту подражателей Селвика, но с одной оговоркой: их песни все-таки заслуживают особого внимания, ибо поют ребята на русском — а это уже выгодно отличает их от коллег по цеху. Русскоязычных музыкантов, заигрывающих с фолковой ритуальщиной, до сих пор можно пересчитать по пальцам одной руки.

«Лёдъ» — это два человека со звучными прозвищами Алтай и Гималай. Много времени прошло с первого релиза — целых три года. И вот в группе VK появляется новость, что команда из Кирово-Чепецка готовит второй лонгплей. Десятого дня второго месяца нынешнего года это свершилось — релиз вышел в свет.

Для начала пройдемся по трекам, а потом взглянем на альбом комплексно. Здесь у каждой песни свой характер и своя история — так что хотя бы пару слов, но сказать стоит обо всех.

Заглавная тема носит то же название, что и сама пластинка, — «Погребальный мед». Почти застольная, но действительно словно бы погребальная из-за неспешного темпа композиция раскрывает суть всего альбома и объясняет название. И все это легко умещается в четыре строчки:

Да ты, мой брат, его [волчий вой] не слушай!

Смейся от души, мед глуши.

Не то тоска тебя задушит,

Сердце закует в черный лед.

Следующая песня — «Поверье мореходов» — продолжает тематику предыдущей: среднетемповая фолк-баллада, способная стать надгробной речью, но теперь только для тех, кто ходит по морю.

А вот третья история внезапно выводит из транса и печали. «Скандинавские пляски» полностью оправдывают свое название, превращая место у костра в танцпол. Барабаны в песне заставляют тело двигаться против воли. Это однозначно хит лесных дискотек!

«Духи льда» возвращают слушателя на насиженное место у огня, призывая послушать шепот леса и шамана, что рассказывает о великих духах Севера и их могучем предке. Медитативная композиция с сильными образами.

Пятая песня — «Погибели навстречу» — сделана в такой манере: первая половина размеренная — вокалист ровно и гулко поет, баюкая рассказами; вторая же похожа на кастрюлю с кипящей водой, которая от давления выплескивается, срывая крышку. В общем, эмоции зашкаливают.

Номер шесть. «Фракийка». Бодрая песня в духе «Скандинавских плясок». Занимательное описание отношений с женщиной чужой культуры.

Счастливая семёрка — «Печаль таганая». Меланхоличный трек напоминает биение волн о скалы: печаль то накатывает, то отходит. Вероятно, именно поэтому песня эмоционально больше всего ассоциируется со Скандинавией.

Финальный трек — «Ночь в тайге» — начинается с боя барабанов. Уже хорошо. Заканчивать альбом стоит на бодрой, а не тоскливой ноте. Это разговор двух персонажей — браконьера и Луны. Беседа из коротких реплик, но вполне содержательная. Она описывает жизнь в тайге, когда суровые условия обязывают просчитывать каждый шаг, обдумывать каждый поступок и слово.

***

Стилистические рамки налагают свои ограничения, потому ожидать от «Льда» новаторских решений или авангардно-прогрессивных элементов не стоит. Не та это музыка. Кому придет в голову давить яблоки, чтобы получить апельсиновый сок? Так и здесь.

Скандинавский колорит чувствуется, но разве что в инструментальной составляющей да в некоторых текстах. В целом «Лёдъ», пожалуй, уникальное явление как на нашей, так и на более широкой сцене. Его сложно с кем-либо спутать, что бы там ни говорили любители далеко идущих сравнений.

«Погребальный мед» не дает заскучать, с каждой песней демонстрируя все новые грани фольклора и приподнимая завесу реальности, из-за чего мир духов и мир людей переплетаются в единый. Впрочем, бо́льшую часть времени слушатель все же стоит на твердой земле Мидгарда и скорее наблюдает за другим миром, чем погружается в него. Почему оторваться от реальности не получается? Потому что смерть витает в воздухе, напоминая, что мы еще здесь, а не в стране предков. Поистине странный, но убойный коктейль получился у группы «Лёдъ»: танцы и смерть, мед и кровь, холодный мир духов и человеческое тепло.

Музыка альбома держит великолепный баланс между мелодикой и ритуальной ритмикой. Достигается он за счет закольцованности и глубины музыкального полотна. Момент с повторением мелодического и ритмического рисунка очень четко еще в девяностых подметил, а потом и продемонстрировал Варг Викернес. «Лёдъ» же не уходит в долгое обыгрывание одних и тех частей. Талант этих исполнителей проводить ритуал посредством музыки кроется скорее в умении делать правильную аранжировку и хорошо использовать голос. Именно это создает новый слой реальности, дает жизнь образам и символам, придает историям объем и глубину.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)