Исполнитель: Lustmord
Название альбома: Heresy
Жанр: Dark Ambient
Страна: Великобритания
Лейбл: Soleilmoon Recordings
Дата выхода: 10 сентября 1990
Валлийскому композитору Брайану Уильямсу приписывают великое множество заслуг, но суть сводится к следующему: его проект Lustmord определил жанр дарк-эмбиента. Брайан заявил о себе в андеграундной среде еще в 1970-х, а в 1980 году начал оттачивать собственный подход к темной музыке под влиянием своего близкого друга Грэма Ревелла, основателя индастриал-группы SPK. Так зародился проект Lustmord — пионер жанра, в рамках которого Уильямс творит и по сей день. Разумеется, вместе с Брайаном начинали другие экспериментальные коллективы, существующие и поныне, но за более чем сорок лет истории проекта именно Lustmord снискал славу флагмана дарк-эмбиента — самобытного, оригинального и задающего тренды, а не следующего за ними.
Стиль Уильямса — это тигель, в котором он переплавляет сэмплы звуков, вокальные и инструментальные партии в топливо для подсознательной и безотчетной тревоги. В достижении этого эффекта Брайану помогают множество слоев постобработки и ювелирная работа с низкими частотами, а также кроссфейд и другие приемы сведения различных дорожек в целостное полотно. Не всегда минималистичная, но неизменно гнетущая и тяжелая музыка обволакивает слушателя маревом глухих и монотонных шумов, держит в напряжении медленными инструментальными партиями, топит восприятие в искаженных человеческих криках и абразивном индустриальном нойзе.
Одним из лучших образцов стиля Lustmord и краеугольным камнем дарк-эмбиента в целом считается альбом «Heresy», вышедший в 1990 году под крылом тогда еще юного и малоизвестного, но впоследствии ставшего легендарным лейбла контркультурной музыки Soleilmoon Recordings.
Подготовка к релизу альбома была крайне масштабной и потребовала без малого четырех лет кропотливой записи сэмплов в различных локациях — склепах, пещерах, шахтах, бомбоубежищах, катакомбах. Кроме того, при написании музыки Уильямс обратился к различным аудиоматериалам сейсмического и вулканического характера, а также к тибетской религиозной музыке, фанатом которой, по собственному признанию, он давно является. Среди использованных инструментов числится даже ганлин — флейта из человеческой берцовой кости, в игре на которой Брайан много практиковался задолго до работы над «Heresy».
Первый релиз состоялся на кассетах и CD. В интервью 1992 года Уильямс признавался, что тогдашнее качество звука не выдержало его амбициозной задумки, и от своих слов не отказался: альбом дважды подвергался ремастерингу и переизданию в 2004 и 2012 гг. За долгие годы карьеры Брайан всегда держал «Heresy» близко к сердцу, а потому альбом был перенесен практически на все носители и цифровые форматы. Не сложилось у «Ереси» только с винилом, что весьма иронично, поскольку более ранние альбомы Lustmord выходили в первую очередь на нем. Уильямс лелеял надежды выпустить ограниченный тираж винила к тридцатилетию альбома в 2020-м, но эти планы не были претворены в жизнь.
Отдельно стоит упомянуть релиз-компаньон «Heretic» (2013). В него вошли альтернативные варианты сведения и ранние версии треков «Heresy», и вместе с оригинальным альбомом они были изданы ограниченным комплектом из двух дисков в шестиугольном футляре из резного камня.
В первом и втором изданиях альбома для оформления обложки использована картина «Великий день гнева» британского художника и гравера Джона Мартина. Концепции как таковой у альбома нет (если не считать общие антихристианские настроения Уильямса, также присутствующие на его предыдущем альбоме «Paradise Disowned»), но в сопутствующем буклете приводится белый стих:
Когда горят книги
И ниспадает особого рода тьма,
Сжимая сердца людей, пожирая кости,
Когда зовет замерзшая звезда,
Рассыпаются идолы
За пределами холодной святыни
Огня и льда
В глубинах каменной толщи
Я уже снизошел.
Для переиздания альбома в 2004 году было изменено оформление jewel-бокса, а к стиху была добавлена новая строфа, предваряющая первую:
Когда православие поглощает руины,
Узрите глубины истовой веры, царство смуты.
Мы сами наносим священные шрамы, ведем к развитию свои болезни.
Как иконоборцы, обладаем мы собственной темной силой.
Даже те, кто сомкнул глаза, все равно почувствуют дрожь.
Структурно 63 минуты альбома разделены на шесть треков, пронумерованных римскими цифрами — также нехарактерный для Lustmord ход, поскольку в других альбомах он традиционно присваивает композициям названия. В первую очередь номера отличаются задействованными инструментами и сэмплами, при полном прослушивании альбома переходы между частями происходят плавно и незаметно.
Помимо вездесущего фона из объемных шумов, в композициях задействованы, например, протяжные стоны коров, вышеупомянутые тибетские флейты, детский плач, глубокие реверберации, а под конец альбома — монотонный и грозный мужской речитатив. Обработка звуков делает их глухими и более протяженными, из-за чего они сливаются с фоном и у композиции будто нет ярко выраженного переднего плана. Благодаря этому тревожные и зловещие шумы представляются далекими и ненавязчивыми, а общая акустика альбома создает ощущение объемных, грандиозных пустых пространств.
«Ересь» оказалась во многом аномальным релизом для внутренней дискографии Lustmord. Сам Брайан Уильямс утверждал, что повторять опыт с таким огромным количеством записанного в полевых условиях материала у него нет ни сил, ни желания. И тем не менее валлийцу удалось заложить фундамент для многих современных исполнителей дарк-эмбиента, сделав жанр таким, каким мы его знаем сейчас.
Именно «Heresy» стоит использовать как эталон для многих других альбомов в стиле дарк-эмбиент, а также советовать его как отправную точку для знакомства с жанром. Его отголоски в той или иной мере слышны в репертуаре таких значимых лейблов, как Cryo Chamber, Cyclic Law и Cold Meat Industries.
Комментариев: 0 RSS