DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Побег как борьба

Побег из Претории / Escape from Pretoria

Великобритания, Австралия, 2020

Жанр: триллер

Режиссер: Фрэнсис Аннан

Сценарий: Фрэнсис Аннан, Л. Х. Адамс, Кэрол Гриффитс, Тим Дженкинс (книга)

В ролях: Дэниэл Рэдклифф, Иэн Харт, Даниэль Уэббер, Нэйтан Пейдж, Марк Леонард Винтер, Стивен Хантер и другие

Похожие фильмы:

  • «Побег из Шоушенка» (1994)
  • «Мотылек» (1973)
  • «Побег из Алькатраса» (1979)

«Побег из Претории» — дебютная полнометражная работа британского режиссера Фрэнсиса Аннана о периоде апартеида в ЮАР.

Двое белых южноафриканцев средь бела дня совершают дерзкую акцию посреди людной улицы. С помощью взрывных устройств они распространяют агитационные листовки, призывающие чернокожих восстать против существующей сегрегации. За это они попадают на 12 и 8 лет в Преторию, тюрьму, из которой никому еще не довелось сбежать.

Разрабатывать план побега они начали сразу, как только прибыли в место отсидки. К ним присоединился еще один заключенный, и постепенно даже те, кто был скептически настроен по отношению к их планам, так или иначе стали им помогать.

Фильм основан на реальной истории Тима Дженкина и Стивена Ли, двоих борцов против сегрегации. Дженкин еще в 1987 году опубликовал об их побеге книгу, а в 2003-м она была переиздана под заголовком: «Наизнанку: Побег из Претории». С ними бежал еще один заключенный, французский активист Алекс Мумбарис. Однако создатели фильма заменили его на вымышленного Леонардо Фонтейна. Видимо, для пущей выразительности и с целью показать жесткие условия содержания политических узников, которым было позволено лишь одно свидание с семьей в год в течение получаса. Сцена встречи Леонардо с маленьким сыном запускает холодные пальцы в душу, пытаясь дотянуться до сердца.

В фильме затрагиваются вопросы вопиющего неравенства между белыми и черными, между жестокими тюремщиками и несправедливо обвиненными людьми, жестокого обращения и много чего еще. Но вскользь.

В первую очередь это яркое и детальное кино про скрупулезную подготовку к побегу из тюрьмы.

Тим Дженкин, главный организатор, весь фильм выпиливает ключи от камер из дерева. Каждую ночь он подгоняет деревяшки под нужные размеры и пробует открывать замки. Один, второй, третий… Все это сопровождается разговорами о свободе, спорами с главным авторитетом среди политических заключенных о том, что только на воле можно бороться против режима, внезапными обысками в камерах, побоями со стороны надзирателей…

Одна из ярчайших сцен фильма как раз обыск Тима Дженкина. В его камере перевернули все вверх дном и нашли детали ключей.

— Что это такое? — спросил начальник тюрьмы, подняв резную деревяшку к самому носу.

— Это для фотографий. — И Тим вставил в нее снимок своих родителей. Фото поначалу не хотело стоять и постоянно заваливалось. Здесь зритель почти наверняка испытает напряжение, будто он и есть Тим, его бросит в жар, по спине пробежит холод, а живот сведет от ужаса. А когда надзиратели уходят, облегчение заполняет с такой силой, что впору начать нервно хихикать.

Во многом напряженная атмосфера фильма создается игрой Дэниэла Рэдклиффа, который буквально вытягивает картину, в очередной раз доказывая, что он давно уже вырос из своей главной роли.

Сегодня Рэдклифф как красный маркер: если видишь среди актерского состава его имя, то фильм автоматически попадает в разряд обязательных к просмотру. Он может быть удачным или провальным, успешным или тягомотным, но всегда — оригинальным и неожиданным. Что из последнего приходит на ум? «Человек — швейцарский нож», где Рэдклифф играет роль трупа, испускающего газы, трешевый «Пушки Акимбо», где у него к рукам приколочены пушки, или «Джунгли», где, чтобы выжить, его герою предстоит пройти сквозь собственные страхи.

В «Побеге из Претории» Дэниэл Рэдклифф предстает интеллигентным Тимом Дженкином, который верит в свою правоту и несправедливость существующего режима. Для него побег — это не просто физическое действо. Это еще один акт протеста и борьбы. И он совершает невероятное, да так, что в конце фильма невольно задаешься вопросом: «Как такое вообще возможно?!» — а потом смеешься вместе с победителями.

Операторская работа Джеффри Холла — еще один ключевой момент, создающий тот самый саспенс, без которого фильм бы умер. Съемки сквозь замочные скважины, зернистые крупные планы, показывающие, например, каплю пота, скользящую по пористой коже, повороты камеры на 360 градусов, зональная фокусировка сразу на переднем и заднем планах. Все это превращает фильм в предельно напряженное действо, которое отпускает только в самом финале, когда смотришь на автомобиль в клубах пыли, катящий по прямой как стрела дороге…

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)