DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Принудительный муж

Препод: История Галатеи / Women

США, Исландия, Великобритания, 2021

Жанр: триллер

Режиссер: Антон Сигурдссон

Сценарий: Антон Сигурдссон

В ролях: Майкл Саймон Холл, Адам Дорси, Анна Элизабет, Анна Мари Доббинс

Похожие фильмы:

  • «Коллекционер» (1965)
  • «Кливлендские пленницы» (2015)

Вы читали «Коллекционера» Джона Фаулза? Если нет, то там рассказывалось об одном тихом неприметном парне, который очень хотел одну конкретную девушку, но не знал, как ей понравиться. В итоге мужчинка просто похитил красотку и запер в своем доме. Маньяк решил, что нужно лишь время, чтобы она его полюбила, а девушка, вопреки хорошему отношению «тюремщика», только и думала, что о спасении. Но невольный кавалер заранее предусмотрел все возможные варианты побега…

Формально этот роман – психологический триллер о противостоянии красавицы и чудовища, но по сути – глубокая и трагическая история о невозможности сосуществования двух разнополярных миров. Режиссер и сценарист «Препода…» Антон Сигурдссон наверняка хорошо знаком с данной книгой, но не творит экранизацию, а размышляет о вышеуказанной ситуации в ином ключе. Справедливо сказать, что его сюжет ближе к реальному случаю, о котором также снят фильм – «Кливлендские пленницы», про психопата, державшего в заточении сразу нескольких женщин. В обоих приведенных примерах злодеем был дремучий мужлан, которого направляли сексуальные желания, разве что в «Коллекционере» преступник более мягкий и учтивый. В «Преподе…» же Сигурдссон задался вопросом; а что, если маньяк – солидный профессор социологии, внешне весь такой положительный и чертовски умный? Как будет вести себя с пленницами подобный интеллектуальный монстр? Наверняка подчеркнуто вежливо и уважительно. Или же, как бы ни был образован психопат, с жертвами он будет поступать так же, как и любой тупой отморозок?

Ответ режиссер дает неутешительный для потенциальных жертв высокообразованного угнетателя. Сексуально озабоченный выродок, будь у него хоть три диплома о высшем образовании, начнет пытать, бить и насиловать, как только девушка окажется в его логове. Да, ему будет важен определенный внешний лоск, чтобы узница выглядела как приличная жена, в опрятной одежде, с прической и макияжем. Но стоит ей устроить бунт, и тут же последует наказание в виде многих часов мучений и боли. А потом снова – «причешись, оденься, накрасься и… постарайся вести себя хорошо!». Причем режиссер не идет по пути коллеги Паскаля Ложье с его легендарными «Мученицами», где детализировано показывались шокирующие истязательства, а давит на публику чисто психологически, с минимальным натурализмом, дескать «вы же понимаете, что ей очень плохо, вот думайте об этом и ужасайтесь!». Кое-что в плане визуала Сигурдссон все же себе позволяет, но намеренно не акцентируется на этом, как бы говоря – «у меня серьезное кино, а не пыточное порно!». И вот в этой условной глубокомысленности и заключается главная проблема фильма.

Параллельно с историей маньяка-тюремщика и его «заключенных», развивается вторая история: полицейского, который этого самого маньяка ищет. Это молодой человек с трагической судьбой, вечно угрюмый и сосредоточенный на работе, с собственными мрачными тайнами. Из полуторачасового хронометража депрессии детектива Хоука отведено чуть ли не половина экранного времени, когда коп бесконечно горюет по умершей сестре-наркоманке и стабильно не решается сказать матери, тоже наркозависимой, что ее дочери больше нет. По идее, все эти душевные терзания полицейского должны были как-то связаться с чокнутым профессором, насилующим похищенных девушек. Но этого, на удивление, вообще не происходит, и сюжеты полицейского и преступника развиваются сами по себе, и в смысловом ключе так и не пересекаются. Иначе говоря, детектив Хоук мог ловить абсолютно любого злодея, а преподаватель Гилмор все это время противостоять какому угодно служителю закона. Связь между судьбами антагонистов не прослеживается, и зритель просто как будто посмотрел два фильма в одном.

Доминирующей сюжетной линией все же стоит считать бытие маньяка, к которой очень много вопросов. Вспоминая того же «Коллекционера» Фаулза, являющегося источником вдохновения для режиссера, восхищаешься, насколько там была продумана фабула, к которой практически не подкопаешься. Уединенный дом, скрыто превращенный в крепость неприметным, больным на голову хозяином. Когда туда попадает жертва, у нее действительно нет возможности выбраться или докричаться до кого-нибудь во внешнем мире. В «Преподе» же профессор – публичная персона, дом которого окружаю соседи, и куда могут внезапно постучаться те же коллеги, студенты, курьеры, полицейские, да кто угодно. Внутри самого дома незаблокированный вентиляционных ход, причем такого размера, что по нему может ползать взрослый человек и легко переместиться из комнаты-тюремной камеры в гараж (!). В своей повседневной жизни Гилмор прикрывается мнимым браком, но по факту никакой жены у него нет, и это легко проверить любому, кто заинтересуется. Поэтому с точки зрения реалистичности, злодеяния профессора – сплошная художественная условность, где нужно просто принять на веру, что психопат уже много лет этим занимается, и его не то, что никто не поймал, но даже ни в чем не заподозрил.

По совокупности восприятия, «Препод: История Галатеи» – полуартхаусный драматический триллер, где формально подняты многие проблемы, такие как одиночество, наркомания, безразличие, безумие, бренность бытия, бессмысленность существования, «стокгольмский синдром», но ни один из посылов не доведен до смысловой точки. Режиссеру в формате камерного фильма хотелось высказаться буквально обо всем, что его тревожит, но в итоге получилось «ни о чем».

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)