DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Расовые проблемы

Мастер / Master

США, 2022

Жанр: триллер, детектив, драма

Режиссер: Мариама Диалло

Сценарий: Мариама Диалло

В ролях: Реджина Холл, Зои Ренни, Талия Райдер, Брюс Олтмен, Элла Хант

Похожие фильмы:

  • «Запятнанная репутация» (2003)
  • «Комната страха №205» (2011)

Название режиссерского дебюта Мариамы Диалло (не путать с фотомоделью) переводят по-разному — то «Мастер», то «Госпожа», хотя заглавие тут не так важно. Постановщик создавала серьезное кино в оболочке триллера и старалась придумать название в духе классики — лаконичное и глубокомысленное. К сожалению, сама картина не может похвастаться ни одним из этих качеств, в связи с чем хороший прием критиками вызывает удивление. Разве что американские акулы пера боялись обидеть чернокожую общественность, ведь фильм, снятый на тему расовой самоидентификации и инклюзивного обучения чернокожих в среде «белых» априори создавался для своих. Синопсис на КП в этот раз удивительно точен, а вот те зрители, кто желал бы увидеть негритянский хоррор о ведьме в кампусе, в итоге рискуют утонуть в медлительном и многословном повествовании с надуманным сюжетным конфликтом, где вся мистика сводится к редким видениям главной героини.

К сожалению, режиссер (она же сценарист) не смогла связать между собой два времени — 1965 год, когда в комнате Джасмин покончила с собой первая чернокожая студентка университета, и наши дни. Ее расовые аналогии выглядят притянутыми за уши. Происходящее на экране постепенно начинает отдавать паранойей, ведь при желании дискриминацию можно увидеть везде.

В США в наши дни, где даже президентом был афроамериканец, едва ли можно встретить хоть одно учебное заведение, где к чернокожим относились бы хоть в чем-то хуже, чем к «белым». И вообще Америка — мультикультурная и многонациональная страна. Если расизм там и встречается, то скорее на бытовом уровне, во взаимоотношениях людей из разных социальных групп, как в умной драме Пола Хаггиса «Столкновение» (2004). Но даже если допустить, что проблемы расовой дискриминации действительно существуют в учебных заведениях, то, наверное, рассказ об этом должен строиться совсем на других началах, благо американское кино накопило немало лент на эту тему.

Итак, вся мистика в фильме мнимая и фактически вставлена как некий развлекательный элемент, дабы хоть немного оживить анемичное повествование. Но, может, в работе Мариамы Диалло есть мощная драматургия? Увы, мировоззренческие споры сведены к минимуму, а характеры представляют собой некие абстракции, так что таким хорошим актрисам, как Реджина Холл и Зои Ренни, буквально нечего играть. Но главное, что за сюжетом не видится никакой философской идеи, которая оправдала бы малодинамичное и даже тоскливое повествование (порой кажется, что и сценария не было на бумаге, а авторы снимали методом импровизации).

Если голливудский мейнстрим может быть каким угодно, но только не скучным, то независимое кино порой напоминает болото, в котором тонут обрывки мыслей, тем и идей, так что просмотр может превратиться в пытку. «Мастер» поначалу не выглядит унылым. Он интригует — в первую очередь слабо проявленной мистической линией и расследованием главной героиней прошлого своей комнаты. Попутно вспоминается неплохой немецкий хоррор «Комната страха №205» (2011). Он не претендует на серьезность, но зато отличается от «Мастера» хорошим ритмом и грамотно выстроенной интригой.

В фильме Мариамы Диалло сюжетные линии никуда не приводят, но если вы вспомнили о стиле Микеланджело Антониони, то спешим разочаровать — за сюжетом не ощущается то самое антониониевское настроение пустоты жизни, вакуума, печальной обреченности героев. Лента Диалло вообще не вызывает никаких эмоций, поскольку, повторимся, угроза извне ограничивается кошмарами, а сложности социальной адаптации Джасмин в преимущественно «белом» вузе (Ку-клукс-клан, что ли, его финансирует?) выглядят данью моде на политкорректность. Нельзя в этой связи не упомянуть прекрасную драму Роберта Бентона «Запятнанная репутация» (2003), экранизацию романа тонкого психолога Филипа Рота, которая как раз и посвящена издержкам политкорректности, когда любое неосторожное слово или действие способно спровоцировать обвинение в расизме и разрушить жизнь человека.

К сожалению, «Мастер» относится к категории реваншистских фильмов, где под видом исследования сложной темы межрасовых отношений и социальной адаптации представителей разных культур зрителю внушается мнение о коллективной вине перед когда-то угнетаемыми группами. Прикрываясь мистико-сюрреалистическим сюжетом, Мариама Диалло реализует свой комплекс неполноценности за счет мнимого расизма, который будто бы не ушел из стен американских вузов после запрета расовой сегрегации правительством Линдона Джонсона.

Безусловно, тема расизма до сих пор актуальна, ибо мировосприятие по типу «свой — чужой» характерно для многих людей и сейчас, но ленты, подобные «Мастеру», сводят серьезный разговор к спекуляциям и дают повод сторонникам «белого» национализма говорить: видите, что происходит, когда цветному населению даются равные права. Не хотелось бы, чтобы расизм из социальной проблемы превращался в психологическую, когда кому-то субъективно кажется, что к нему относятся как-то не так, потому что он «черный», и вообще все «белые» априори расисты.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)