DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Слишком человечно

Исполнитель: Nightwish

Название альбома: Human. :||: Nature.

Жанр: Symphonic Metal

Страна: Финляндия

Лейбл: Nuclear Blast

Дата выхода: 10 апреля 2020

Так уж заведено, что чем успешнее группа, тем меньше шансов у нее на ошибку и тем труднее эти ошибки прощаются. Особенно если аудитория — большая ее часть — априори не способна разделить идеи нового творения своих любимцев. Однако бывает и так, что высокое положение и ответственность перед поклонниками начинают тяготить самих исполнителей, загоняя их в определенные рамки, заставляя разрываться между долгом и свободой творчества.

Кажется, в случае с новейшим откровением звезд мирового симфо-метала Nightwish оба вышеназванных явления тесно переплелись в тугой клубок противоречий. На первый взгляд, эта культовая группа — по сути мини-оркестр — находится на том этапе, когда может позволить себе любые эксперименты. Но порой, как это часто случается, не в силах скрыть своего творческого истощения. Примерно в таком состоянии пребывал неизменный мастермайнд и главный сонграйтер коллектива Туомас Холопайнен после выхода монументального «Endless Forms Most Beautiful», который буквально выжал из композитора все соки.

Работа над следующим релизом продвигалась достаточно медленно, охватывая при этом период гастрольного «Decades: World Tour», посвященного двадцатилетию группы. Не самая располагающая обстановка для творчества. Однако пауза между студийными альбомами непрерывно удлинялась, а на одних переизданиях и юбилейных компиляциях далеко не уедешь. Маэстро пришлось удвоить усилия. Девятый полноформатный лонгплей Nightwish под названием «Human. :||: Nature.» увидел свет в апреле 2020 года и моментально вошел в рейтинг наиболее обсуждаемых метал-релизов этого непростого года.

Вне всяких сомнений, данный двойной альбом можно назвать самым экспериментальным и необычным творением за всю историю команды. И в этом экспериментаторстве нет ничего зазорного — тем более что в альбоме 2015-го группа вплотную подошла к тому рубежу, когда действительно нужно было что-то менять, ибо тяжесть творческого багажа, который Nightwish несли все эти двадцать лет, достигла критической отметки.

Новая работа знаменитых финнов (и уже давно не только финнов) продолжает концепцию предшественника и поднимает важнейшую тему взаимоотношения и взаимосвязи человека и Природы. Эта тема многим не дает покоя с древнейших времен, а в наши дни и вовсе становится насущной. Биология, культурология, этника, теория эволюции, а также узконаправленная научная дисциплина астрогеология, основателю которой Юджину Шумейкеру посвящена целая композиция, стали взаимодополняющими элементами и вдохнули жизнь в эту работу.

Сам музыкальный материал не так однозначен и вызывает намного больше споров: либо это настолько великолепно, что даже непонятно, либо он действительно слаб, но в это просто трудно поверить. Безусловно, характерное звучание Nightwish улавливается с ходу, но слышно, что теперь творческие пути музыкантов пролегают в более авангардные и атмосферные области. Лучше всего об этом говорят сами песни.

Открывающий диск I трек под названием «Music» — вернее, его силуэт, сотканный из откровенно эмбиентных, фолковых и симфонических лоскутов, — постепенно вырисовывается из первобытного полумрака и отлично подходит на роль развернутого пролога. И это несмотря на то, что композиция так и не получает дальнейшего развития. Следующий номер, «Noise», ярчайший и, по сути, единственный полноценный хит альбома — типичнейший до мозга костей Nightwish с характерными галопирующими клавишными, эмоциональным вокалом Флор Янсен, тяжелыми гитарами, взрывным прилипчивым припевом и мощнейшей энергетикой. Что-что, а этот манифест против одержимости человека современными технологиями получился на «отлично».

На столь же достойном уровне находится многогранный «Shoemaker», сочетающий в себе мелодичность и утонченность неоклассицизма с изящными оркестровками и партиями чудесного академического пения, металлическую тяжесть и витиеватую структуру изложения. Красочный «Harvest» еще больше раскрывает нутро нового альбома, углубляясь в эфирные просторы на грани с фолком и безмятежным нью-эйджем в духе Enigma или Enya. Партии лид-вокала, дополненные подпевками Флор, здесь принадлежат уже Трою Донокли, а ритмичные гитарные проигрыши сливаются в плясовом мотиве.

«Pan» одновременно можно отнести как к самым хитовым и удачным, так и к наиболее насыщенным вещам. Эта композиция отчетливо тяготеет к прогрессиву, при этом не остались забыты эстетика классической музыки и фирменное звучание группы. Безмятежная пьеса «How’s The Heart?» щедро наделена светлым эскапизмом и призывает закружиться в хороводе под кельтские мотивы, а таинственная «Procession» плавно раскрывает свое двойственное естество, где на равных правах соседствуют все тот же балладный нэйчурал-нью-эйдж и драматичный симфо-метал.

Драйвовый и неожиданно агрессивный «Tribal» подбрасывает мрачных пятен в общее полотно: будоражащий дуэт Флор Янсен и Марко Хиеталы, мощные риффы, сэмплы первобытных ритуальных возгласов и цикличные мелодии неплохо уживаются с резкими техничными перепадами. Финальный номер «Endlessness» представляет собой хоть и монотонный, но хорошо сбалансированный образец оперного метала с разнообразием вокалов и хоров. И хотя он в каком-то смысле подытоживает первую часть альбома, но все же оставляет навязчивое чувство недосказанности.

Что же не так? На первый взгляд, Холопайнен и Ко записали по-настоящему оригинальную пластинку, где решили исследовать несколько новые горизонты своих способностей. Последовательное, по-своему сложное, но при этом не перенасыщенное музыкальное произведение, которое на фоне пафосного и громоздкого предшественника выделяется мелодизмом, непредсказуемостью и свежестью. В «Human. :||: Nature.» группа практически отказалась от коммерческих форматных хитов и поставила во главе всего и вся именно музыку, а не людей, ее исполняющих.

Это становится очевидно, если обратить внимание на вокальные партии фронтвумен, которые, к слову, звучат намного хуже, чем в «Endless Forms…» и во многом лишены индивидуальности. Так или иначе, пение Флор здесь сложно назвать лидирующим — слишком уж часто ему вторят хоровые бэки и слишком часто она выступает в дуэте со своими коллегами по группе. То же самое можно сказать и о гитарной линии Эмппу Вуоринена, которая становится все менее значимой и рельефной.

В своей целостной и одновременно сегментной структуре построения песни «Human. :||: Nature.» призваны очаровывать своей энигматичностью и открывать двери в иные измерения. Но реальность такова, что большая часть этих самых песен даже после многократных прослушиваний (как целиком, так и по отдельности) просто-напросто сливается в некую безликую массу и в целом производит впечатление скорее сырых заготовок, совершенно не приспособленных к самостоятельному существованию, зато подвергнутых профессиональному продюсированию — но никак не законченных логически и упорядоченных произведений. И дело вовсе не в дефиците хитов, пригодных для радиоротации и продвижения релиза, и даже не в том, что доля метала на альбоме, по сути, ничтожна.

Музыкантам удалось создать удивительную атмосферу «волшебного» таинства, щегольнуть грациозностью и красочностью аранжировок, но всего этого недостаточно, чтобы собрать воедино и представить упоительную и вдохновляющую картину, на которую хочется наброситься с жадностью или же неспешно смаковать каждую ноту. Материал добротен по своей сути, но (за парой исключений) совершенно не отпечатывается в сознании. А ведь равнодушие еще хуже, чем неприязнь. Может быть, причины кроются во второй части «Human. :||: Nature.»?

Диск II всецело занимает одна-единственная композиция «All The Works Of Nature Which Adorne The World», разделенная на восемь глав и представляющая собой полноценное оркестровое инструментальное произведение, в записи которого принял участие Лондонский оркестр. Продолжая концепцию альбома, она отличается масштабной кинематографичностью, живописностью и чувственностью вкупе с непринужденной фоновостью — и в целом воспринимается куда органичнее, нежели диск I. К тому же и здесь не обошлось без культурологических изысканий: в одной из глав была использована мелодия хурритского гимна, увековеченного на глиняной табличке, датированной примерно 1200 годом до нашей эры.

Композиция вполне могла бы стать великолепным саундтреком к какому-нибудь высокобюджетному «интеллектуальному» блокбастеру, исторической драме или высококачественному фэнтези. Во всем этом, собственно, и следует искать истоки нынешних амбиций Холопайнена. Видно, что метал ему уже не так интересен, как раньше, и композитор явно старается реализовать своей потенциал создателя музыки для фильмов… К сожалению, в ущерб своему главному детищу.

Если бы Nightwish выпустили полноценный оркестровый альбом, это было бы в сто раз лучше. Но вместо этого они предпочли усидеть на двух стульях и работать на две аудитории сразу, пытаясь продать по большей части незрелый и сомнительный материал, пусть и завернутый в дорогую и стильную обертку. Возможно, для написания произведения, более достойного коллектива такого уровня, требовалось больше времени. Возможно, группа испытывала давление со стороны лейбла. А может, Туомасу и вправду больше нечего было сказать. Причин может быть много. Все, что сотворено Природой, радует глаз, но не все, что создано руками человека, может быть прекрасно. И с этим ничего не поделаешь.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)