DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Старый конь борозды не портит

Исполнитель: Darkthrone

Название альбома: Astral Fortress

Жанр: Doom Metal, Heavy Metal, Black Metal

Страна: Норвегия

Лейбл: Peaceville Records

Дата выхода: 28 октября 2022

Перед нами новый альбом культового (не побоимся этого слова) норвежского дуэта Darkthrone, который с 1987 по 2022 годы наследил едва ли не во всех направлениях экстремального метала. В 1986 году под банальным названием Black Death и в расширенном составе (Гюльве Нагелль по прозвищу Фенриз — вокал, ударные, Ивар Энгер про прозвищу Зефирос — ритм-гитара, Андерс Рисбергет — соло-гитара) группа играла популярный тогда сырой, грязный, подвально-пещерный дэт-метал. Потом сменила название на Darkthrone, сделала несколько демок и записала плонгплей «Soulside Jorney». В записи приняли участие Фенриз (ударные), Зефирос (ритм-гитара), Ноктюрно Культо (настоящее имя Тед Скьеллум, вокал, лид-гитара) и Даг Нильсен (бас).

В Норвегии дэт-метал сдавал позиции, и сменивший его блэк заставил ребят скорректировать стилистику. Басист Даг Нильсен свалил из квартета, поскольку терпеть не мог блэк-метал. Коллектив познакомился с Евронимусом, основателем и лидером группы Mayhem, и начал играть задорный, по-настоящему норвежский блэк, по тогдашней традиции отказавшись от живых выступлений. Парни работали в этом направлении до 2005 года, то облегчая, то утяжеляя звук, не раз потрепав нервы фанатам традиционной блэкухи.

К 2005-му Зефирос растворился в тумане, коллектив стал дуэтом и вернулся на родной лейбл Peaceville Records (те разорвали когда-то контракт, решив, что норвежский тру-блэк с его уклоном в нацизм подходит только для убийства репутации) — чтобы играть то, что хочется, а не то, что модно. Ошарашенные поклонники, которые ожидали традиционного жужжания и нигилистического карканья, потрясали головой и не знали, в чем обвинить дуэт. В продажности? В предательстве? Во впадении в детство? Что может быть хуже развесистого, скоростного спид-метала? В него еще панка и мракоты примешали, но все-таки… В общем, ребята тряхнули стариной, оказав честь той самой музыке, которую слушали до того, как рискнули играть сами, и махнули рукой на возмущенные вопли экс-фанатов.

Через пять лет черты панка куда-то делись. Фенриз и Ноктюрно Культо в свободное от личных дел время играли традиционный хеви-спид-метал с легким оттенком блэка. Настолько легким, что его вообще можно было списать на хреноватое качество записи, не будь это качество все-таки хорошим по сравнению с разболтанным саундом предыдущих релизов. Тед Скьеллум не сильно стремился совершенствовать качество владения гитарой (хоть бас-, хоть ритм-, хоть соло-), а Гюльве Нагелль держал ритм неплохо, но не так чтобы очень уверенно. Многие поклонники группы до сих пор посмеиваются, уверяя, что лютые норвежцы выдают за готовые релизы репетиционные записи, сделанные где-то в сарае посреди заснеженного поля.

Время шло, детишки наигрались в крутых металлистов и задумались о будущем — вернее, даже о старости. Оба музыканта давно уже поняли, что одной музыкой сыт не будешь, и каждый занимался чем-то на стороне. При таких делах не грех сменить направление музыки еще разок. С 2019 года они играют почти традиционный дум-метал с легкими реверансами в сторону блэка и хеви. Альбом 2019 года «Old Star» явно находится под влиянием ранних Candlemass и в целом вторичен, как и вся музыка Darkthrone, которые не изобрели ничего своего, а всегда развивали готовые направления. «Eternal Hails» 2021 года внезапно подпал под очарование Black Sabbath, причем мелодии в нем нарочито упрощены. А следующий релиз, похоже, объединил все лучшее (ну, или худшее), что было записано ранее.

«Astral Fortress» 2022 года разлива довольно короток (примерно 40 минут) и посвящен излюбленным темам «Темного трона». На это намекают забавная в своем минимализме и абсолютном отсутствии пафоса обложка (вся Скандинавия обожает коньки и конькобежный спорт) и короткая инструментальная вставка «Kolbotn, West of the Vast Forests», посвященная городку, где зародилась группа. Круг замкнулся. Вообще, трудно что-то выделить среди песен… но стоит постараться.

Первая же, бойкая в рамках дум-метала композиция «Караван разбитых призраков» по-прежнему посвящена околофилософским размышлениям о некоем Знании, недоступном обывателям. Неторопливый покачивающийся рифф уносит нас в «Безупречные пещеры Сатаны», где под типичный протоблэковый саунд Фенриз рассказывает о судьбе человека, забравшегося в поисках того самого Знания в слишком темные глубины. Тема получает дальнейшее развитие в следующем номере, «Ожерелье из сталагмитов», с вкраплениями неожиданно атмосферных клавиш… или это Ноктюрно Культо изощренно поизмывался над струнами одной из любимых гитар? Кто знает…

Далее музыка становится все более холодной, отстраненной («Море под морями моря») и приводит нас к Джеку Кеворкяну — доктору, популяризовавшему эвтаназию. «Время Кеворкяна» — трек с бойким темпом, за которым следует уже упомянутая инструментальная ставка. Перевалив через нее, слушатель может насладиться почти инструментальной финальной пьесой с невнятным псевдогностическим текстом о разрушителе Эона и создателе нового, этаком Самаэле норвежского разлива…

Порой кажется, что это абсолютно цельное, едва ли не концептуальное творение, которое развивает идеи (как текстовые, так и мелодические), заложенные в первой песне. И это, судя по всему, верный вывод. Но нельзя исключать, что музыканты просто своеобразно дурачатся — играют любимую музыку для любимых себя, совершенно не заботясь о поклонниках. Впрочем, и поклонники уже не слишком заботятся о творчестве Darkthrone, справедливо считая их реликтом ушедшей металлической эры. Пусть так. Новый альбом вышел неплохим — по крайней мере, не слишком скучным.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)