DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Уберите беременных от экрана

Кошмар / Marerittet

Норвегия, 2022

Жанр: хоррор

Режиссер: Хьерсти Расмуссен

Сценарий: Хьерсти Расмуссен

В ролях: Эйли Харбоэ, Герман Теммерос, Деннис Стурхей и др.

Похожие фильмы:

  • «Начало» (2010)
  • «Остров проклятых» (2010)
  • «Род мужской» (2022)

Что нового способен предложить норвежский хоррор, првествуя о ребенке-инферно?

Если говорить о фильме с технической точки зрения, то чего-то потенциально иного от данной картины ждать не стоит. Визуальный язык отчасти напоминает работы Роберта Эггерса: холодная цветовая палитра, тусклое освещение. Однако подобное частичное заимствование зрительного повествования играет на руку зрительскому восприятию. Также похвалы заслуживает и саунд-дизайн фильма. Саундтрек трудно назвать запоминающимся, но то немногое, что нам удается услышать, удачно дополняет визуальный ряд. Порой музыка отдает каким-то далеким прошлым или еще не случившимся настоящим (мягкие звуки фортепиано или нечто похожее на топот детских ног). Но в основном музыка создает гнетущую атмосферу надвигающихся сновидений.

Обращаясь непосредственно к сюжету, приходится признать, что в фильме используются классические тропы жанра. Роби и Мона переезжают в новый дом/квартиру, где кто-то умер. И, конечно же, начинает твориться что-то неладное. Однако авторы фильма быстро отказываются от идеи, что место способно «испортить» человека, и говорят ровно о противоположном: это человек меняет место. Жилище сливается со своими обитателями, что символизирует надпись «Я не сплю», нацарапанная на стене.

Главная героиня, находясь во власти демона Мары, перестает различать сон и реальность. Начинается фильм с, как упоминалось выше, классических и заезженных клише. Впрочем, они не помешали режиссеру раскрыть структуру конфликта с несколько непривычного ракурса. Рождение ребенка становится объектом борьбы героини со своим бессознательным, представленным в лице демона, который принимает облик ее парня. Мона, вероятно сама того не понимая, весь фильм борется со страхом стать матерью, что заложено в женщину природой. Практически каждое видение так или иначе вращается вокруг еще не рожденного ребенка.

Заданный концепт развития сюжета наводит на любопытные размышления. Разумеется, когда речь заходит о вплетении в сюжет снов или психических расстройств, связанных с галлюцинациями, то нельзя быть абсолютно уверенным, что одни сцены происходят в реальности, а другие нет. Самые наглядные примеры — «Начало» Кристофера Нолана и «Остров проклятых» Мартина Скорсезе. Если в упомянутых фильмах подобный прием является неотъемлемой составляющей сюжетного «движка», то в «Кошмаре» сны скорее являются частью сеттинга картины, на что нам намекает лекция доктора Акселя Бруно, на которой присутствует главная героиня. В этой же сцене окончательно сформировывается образ главного антагониста — демона Мары. С одной стороны, подобное решение можно посчитать неудачным, поскольку массовый зритель скорее всего не сможет уловить идею, что демон — это и есть прямое олицетворение наших бессознательных страхов с точки зрения культурологии. С другой — проворачивая данный трюк, режиссер осовременивает древние мифы, добавляя в них новые смыслы.

Что точно не пошло фильму на пользу, так это сюжетная линия с доктором Акселем, который оказывается своеобразным охотником на демонов. Тон повествования при этом несколько сбивается с добавлением в фабулу неуместного фэнтезийного элемента. На секунду может показаться, что аудитория смотрит сериал «Сверхъестественное», а не чистокровный психологический хоррор.

Возвращаясь к распутыванию клубка из нитей реальности и сна, стоит сказать, что «Кошмар» непрост. Усложняет ситуацию финал, который может запутать невнимательного зрителя или заставить навести не на ту идею, которую в фильм вложил режиссер. Но нужно принять во внимание следующее: по мере продвижения по сюжету Моне — и зрителю, соответственно — труднее считывать, что реально, а что нет. Она это понимает, поэтому сознание героини пытается ее разбудить, изменяя при этом восприятие дальнейших событий. Очевидные сцены снов перемешиваются с тем, что режиссер предлагает нам воспринимать как реальность. Держа в уме озвученное выше, стоит смотреть фильм внимательнее, чтобы докопаться до его сути. Рассуждая о нем в данном ключе, разумно будет сравнить его с «Револьвером» Гая Ричи. Только «Кошмар» — это хоррор, а не «философский боевик», как определил жанр сам Ричи.

Таким образом, фильм Хьерсти Расмуссена рассказывает о борьбе человека со своим бессознательным через призму страха перед материнством. В этом «Кошмар», пожалуй, немного схож с «Барби» Греты Гервиг. Финал картины говорит о том, что Расмуссен смотрит на исход такого поединка довольно пессимистично. Ты либо поддашься своему врагу, либо, победив, останешься ни с чем, как главная героиня фильма «Кошмар».

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)