DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

В «дурке» буйных не любят

Бал безумных женщин / Le bal des folles

Франция, 2021

Жанр: триллер, мистическая драма

Режиссер: Мелани Лоран

Сценарий: Мелани Лоран, Кристоф Деланде

В ролях: Лу де Лааж, Мелани Лоран, Эмманюэль Берко, Седрик Кан

Похожие фильмы:

  • «Прерванная жизнь» (1999)
  • «Пролетая над гнездом кукушки» (1975)

Название рецензии может настроить вас либо на черную комедию, либо на незамысловатый триллер, в котором медперсонал психлечебницы мужественно сражается с особо опасным пациентом. По факту же «Бал безумных женщин» — картина из разряда элитарных высокохудожественных исторических драм, с небольшими элементами мистики и триллера. Это экранизация дебютного романа современной молодой французской писательницы Виктории Мас, где действие происходит в конце девятнадцатого века в Париже. Эжени Клери — девушка из высшего общества, которая тяжело уживается с собственной семьей. Строгий отец считает ее никчемной прожигательницей жизни, которая постоянно позорит честь фамилии своим вызывающим поведением. Мать — безвольная марионетка в руках мужа, а бабушка — властная стерва, под стать отцу. Только брат искреннее хорошо относится к Эжени, хотя и считает ее странной. Впрочем, на подобное отношение есть веская причина. Девушка утверждает, что постоянно общается с душами умерших, которые внезапно и часто посещают ее. И наступает ужасный день, когда терпение главы семьи иссякает, и он решает изолировать дочь от «нормального общества», поместив в соответствующее учреждение.

Сюжет о тяжкой женской доле в больнице для умалишенных, в духе другой известной книги «Прерванная жизнь» Сюзанны Кейсен и оскароносного фильма Джеймса Мэнголда, привлек внимание популярной французской актрисы и режиссера Мелани Лоран. Последняя, как творец, любит сложные психологические истории («Галвестон», «Бездна», «Я дышу»), и данный роман предполагает создание многослойной картины о борьбе за свободу, как с плохими людьми, так и с собственными демонами. Ведь Эжени — это практически «сестра по разуму» Рэндла Патрика Макмерфи, незабываемого героя «Полета над гнездом кукушки», к которому разве что не приходили мертвецы, но который всеми силами пытался сломать садистскую систему психиатрического отделения. Эжени, попав в «дурку», также ведет отчаянную борьбу, ужасаясь открытию, что истинные звери и безумцы ходят в белых халатах, а в палатах сидят вполне вменяемые люди. И благо девушка вскоре находит в стенах больницы неожиданную союзницу, которую поначалу считала одним из злейших местных врагов.

Конечно, главная героиня — отнюдь не однозначный ангел, по крайней мере с точки зрения придирчивого анализа возникшей ситуации. При всей несправедливости отношения к ней в лечебнице, как и к другим «постояльцам», понятна причина ее изначального заключения. С позиции общества Эжени — действительно сумасшедшая, ибо говорит об общении с духами, как о само собой разумеющимся, и требует, чтобы ей верили. Что в те давние времена, что сейчас, разве кто-то будет реально допускать хоть малейшую возможность, что Эжени — и правда уникальный человек, обладающий необыкновенным даром? Ведь как раз для таких «не от мира сего» и существуют психбольницы, где если пациент когда-нибудь не признает собственное безумие и отречется от него, то останется «за решеткой» навсегда. Поэтому при всей паршивости домочадцев, для которых репутация куда важнее родной кровинушки, ясно их буквальное действие по отправке девушки «подлечиться» на неопределенный срок. Другое дело, что «дурка» — это совсем не обитель высоких гуманистических принципов, а закрытая зона, где персонал творит буквально все, что ему хочется. Ведь даже если пациенты нажалуются кому-то из внешнего мира, то кто им поверит, они же — сумасшедшие! А уверенность в абсолютной безнаказанности их угнетателей всегда порождает страшные преступления.

«Бал безумных женщин» — кино тяжеловесное и неторопливое, где триллерная составляющая — лишь необходимый придаток для визуализации отдельных сюжетных поворотов и жестких сцен. Конечно, никто в прямом смысле не режет пациентов, но в то же время, почти никто из персонала не считает их за людей. Больные здесь, как будто нелюбимые домашние животные, которых приходится кормить, но в то же время невольно или намеренно причинить им боль — в порядке вещей. Главный врач амбициозно занимается «научными экспериментами», а медсестры вымещают неудовлетворенность жизнью на своих подопечных. И ведь виновата в этом не «система», а сами люди, обладающие властью над теми, кто по стечению обстоятельств слабее и бесправнее их самих. Оказывается, хорошим быть куда сложнее, чем плохим, не помогать, а издеваться и унижать, и в какой-то момент преступить черту, за что на самом деле нужно сажать в тюрьму, или ту же самую психушку. Но для власть имущих закон не писан в их маленьком королевстве.

Посмотрите «Бал безумных женщин», если любите психологические драмы о мрачных психлечебницах, где основной ужас заключается не в физическом насилии (хотя и не без этого в отдельные моменты), а в моральном прессинге и так надломленных личностей. И фильм лишний раз напоминает, что «от тюрьмы не зарекайся», ибо «больница для особенных» как раз таковой и является.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)