DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

В горе и в радости

Поездка / I onde dager

Норвегия, 2021

Жанр: триллер

Режиссер: Томми Виркола

Сценарий: Ник Болл, Джон Найвен, Томми Виркола

В ролях: Нуми Рапас, Аксель Хенни, Андре Эриксен, Атле Антонсен

Похожие фильмы:

  • «Убойные каникулы» (2010)
  • «Бекки» (2020)
  • «Адский ад» (2020)

«В случае внезапной гибели одного из супругов правоохранительные органы первым делом проверяют причастность другого супруга. Это все, что вам нужно знать о браке». Эта шутка как нельзя точно описывает завязку данного фильма. Но обо всем по порядку.

Обычная норвежская супружеская пара, Ларс и Лиза, на первый взгляд, наслаждается обычной жизнью. Он — успешный режиссер бесконечных мыльных драм на телевидении, она — все еще начинающая, несмотря на возраст, актриса. Семейную идиллию отравляют финансовые неурядицы, о которых окружающие не в курсе. Проблемы с деньгами и нависающие дамокловым мечом долги невольно сказываются на взаимоотношениях и атмосфере в доме. Чтобы развеяться и привести в порядок как дела, так и мысли, пара отправляется на выходные в домик у озера, что раскинулось в лесной глуши, подальше от назойливой цивилизации. По крайней мере, именно так они твердят знакомым и друг другу. На самом деле каждый втайне вынашивает идею убить вторую половинку, решив тем самым множество своих проблем. Отличный план, надежный, как швейцарские часы. Разумеется, в определенный момент все полетит к чертям, а визит нежданных гостей заставит героев пересмотреть жизненные ориентиры, переосмыслить прожитое и сделать новые далеко идущие выводы.

Режиссером и наиболее именитым из тройки сценаристов картины выступил норвежец Томми Виркола. В 2009 году он прославился комедийным хоррором о зомби-нацистах «Операция "Мертвый снег"», после чего его позвали в Голливуд ставить чуть более высокобюджетные фильмы. На Фабрике Грез Томми снял фэнтези «Охотники на ведьм» с Джереми Реннером и Джеммой Артертон и антиутопию «Тайна семи сестер» с Нуми Рапас в роли титульных сестер. В перерыве между этими съемками постановщик запилил сиквел «Мертвого снега». Несмотря на отсутствие явных кассовых провалов (равно как и выдающихся успехов), карьеру господина Вирколы успешной назвать трудно. Видимо, поэтому он не чурается оставаться в Европе, где снимать банально дешевле и хватает достойной натуры. Собственно, «Поездка» — это как раз такое дешевенькое кинцо, снятое на знакомых просторах с проверенными людьми.

С технической стороны продукт нареканий не вызывает. Что-что, а арендовать нормальные камеры сейчас можно практические везде, да и персонал по работе со светом и звуком, как правило, давным-давно научился выдерживать минимальные стандарты в любой стране. Поэтому по картинке придраться не к чему. Вдобавок радует саундтрек из лицензированных композиций европейской поп- и рок-музыки.

А вот с точки зрения повествования и нарратива все не так гладко. Чего обычно ждешь от фильма, герои которого норовят убить друг друга? Либо хитроумной игры на нервах в ожидании ошибки соперника, либо кровавой и жестокой бойни с элементами мясорубки. Да и Томми Виркола — человек, уже зарекомендовавший себя в эксплуатационном кино. Однако в этот раз он почему-то решил немного отойти от собственных корней.

В начале фильма Ларс и Лиза много беседуют. Демонстрация натянутых отношений с пассивной агрессией удалась на все сто. Смотришь и понимаешь: не все у людей в порядке, так и норовят поддеть вторую половинку побольнее, а затем обернуть все якобы в шутку. Аккурат до того момента, когда планы должны перейти в активную фазу, все выглядит лучше некуда. Затем — тоже неплохо, но с оговорками, о которых чуть позже.

Первая заруба с кровищей, нелепыми совпадениями и членовредительскими случайностями только утверждает в мысли: перед нами никакой не триллер, а самая что ни на есть настоящая чернушная комедия в духе незабвенных «Убойных каникул». И такое мнение упорно держится где-то треть хронометража, после чего начинаются те самые ремарки.

Ремарка главная, она же про самое скучное: авторы не смогли выдержать градус безумного веселья с предельно серьезным лицом на одном уровне. Ближе к середине атмосфера проседает — и становится попросту скучной и смертельно серьезной. Неразрешенные конфликты супругов внезапно выплывают на первый план, накладываясь на угрозу жизни со стороны нежданных визитеров. Вместо разухабистого мочилова с расчлененкой и литрами крови зрителю предлагают унылые и скучные монологи в пределах одной-двух комнат с минимумом интересного действия.

А усугубляет негативный эффект от неравномерности происходящего вторая оговорка — касательно нелинейной манеры повествования. Создатели слишком часто прибегают к флэшбекам, чтобы в нужный момент объяснить ими очередной сюжетный рояль в кустах. Обилие возвратов на несколько часов или даже дней назад хорошо смотрится в абсурдной комедии, но попытка сделать «серьезно» (или просто неумение выдержать легкий настрой на протяжении всего фильма) портит как прием, так и общее впечатление. Даже актеры не вытягивают в таком ключе создание ярких образов, превращаясь в унылых статистов и ходячую формальность.

«Поездка» — это кино, которое очень хочет быть безбашенной черной комедией, но разнузданный треш и разухабистый грайндхаус генетически ему противны. То ли Виркола растерял былой задор, то ли сам до конца не смог определиться, что же ему хочется снять — триллер о тяготах семейного отдыха или комедию о филигранной фаршировке биомассы. Впрочем, есть еще и третий вариант: может быть, это действительно смешно, просто по норвежским меркам.

Тем же, кто суровый скандинавский юмор не понимает, смотреть исключительно на свой страх и риск.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)