DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Великий морской змей

Исполнитель: Therion

Название альбома: Leviathan

Жанр: Symphonic Metal

Страна: Швеция

Лейбл: Nuclear Blast Records

Дата выхода: 22 января 2021

Выход нового студийного альбома легендарных Therion сопровождался большими надеждами, но и некоторым опасением тоже. Какое же направление намерен избрать главный кормчий корабля Кристофер Йонссон после такого амбициозного, чудовищно раздутого творения, как метал-опера «Beloved Antichrist» (2018), в рамках которой он, казалось, исчерпал себя полностью? Несмотря на статус настоящего magnum opus, кропотливо создававшегося не один год, этот трехтомник получился очень спорным. И лишь уважение к прошлым заслугам Йонссона как композитора, умеющего обращаться с классической музыкой, сдерживало от печальной констатации, что откровение сие по большей части получилось пустым и посредственным.

На фоне этого мало кто уповал, что заявленный шестнадцатый полноформат Therion станет достойным продолжением череды «традиционных» работ команды, закончившейся на «Sitra Ahra» (2010). Однако Therion не просто так обрели свой статус основателей и бесспорных лидеров своего жанра. Пусть коллектив уже разменял четвертый десяток, он не позволяют себе почивать на лаврах прошлого — его участники и главный композитор активно используют привилегии делать что им угодно и как угодно.

В своем новейшем релизе музыканты обратились к образу Левиафана, гигантского морского чудовища из иудейско-христианской мифологии. (Трудно найти более подходящую тему для альбома Therion.) Этот новый пласт стоит считать своего рода перезагрузкой творческого потенциала команды. По заверениям лидера, группа решила вернуться к проверенным формулам сонграйтинга, но не собирается копировать классические труды симфонического периода, а вместо этого намерена сделать ставку на простоту, внятность и ярко выраженную хитовость.

В полном соответствии с означенной стратегией «Leviathan», несмотря на столь грозное название, получился очень мелодичным, «форматным» и — да, показательно хитовым. Разумеется, и этот релиз не избежал жарких пересудов ввиду своих особенностей, но этого следовало ожидать. В данном контексте напрашиваются параллели с последним творением норвежцев Dimmu Borgir: релиз подвергся жесткой критике на том основании, что слишком уж сильно он отличается от бэк-каталога и не звучит столь же тяжело, напыщенно и масштабно, как предыдущие работы.

Одиннадцать новых композиций Therion звучат так, как и должны. И, как это издавна заведено у группы, несмотря на большой штат постоянных и приглашенных певцов и инструменталистов, в первую очередь мы слышим именно музыку, а не людей, ее исполняющих. А это явный признак успешно проделанной работы. Команда продолжает развивать концепцию мифов, легенд и религиозных воззрений народов мира — как музыкально, так и лирически (автором текстов на этот раз выступил Пер Альбинсон), демонстрируя потрясающую гибкость и композиторский креатив.

Эффектный, без лишних прелюдий вступительный трек «The Leaf On The Oak Of Far», посвященный кельтскому богу войны Камулу, врывается в сознание слушателя обнаженным нутром динамичного хэви-метала, смягченного бархатистым пением Розалии Сайрем в обрамлении традиционных хоров. На втором месте — фантастическая «Tuonela» (название загробного мира у финнов), яркий эпический хит, выстроенный на основании воинственно галопирующего хэви с будоражащими вокальными дуэтами и бриджами, с ходу вцепляющимися в слушателя подобно дланям самой смерти. Почетным гостем этого сингла стал Марко Хиетала (Tarot, ex-Nightwish), чей мелодичный и сырой вокал сделал творение поистине неподражаемым.

Меланхоличной и драматичной представляется заглавная пьеса «Leviathan», которая, сплавив тяжелый метал и симфонизм, являет собой традиционный образчик творчества Therion начала 2000-х. Зато последующая, полностью оркестровая тема «Die Wellen Der Zeit» (нем. «Волны времени»), в которой говорится о германской богине плодородия Нерте, получилась более помпезной, торжественной, с легким фолковым налетом. «Azi Dahaka», чье название отсылает к трехглавому царю змей из иранской мифологии, — практически идеальное соотношение лиричности и металлической энергетики, где ближневосточные мелодии скрещиваются с тяжелыми риффами, а вокальный дуэт тенора Томаса Викстрема и сопрано Киары Малвестити блестяще синхронизирован с хоровыми распевами.

Наиболее мрачным и грозным произведением стоит признать «Eye Of Algol» с экспрессивным, жёстким, звонким, как сталь, вокалом Тайды Назраич (The Loudest Silence) и будоражащими хоралами, что вкупе с тяжелыми гитарами отсылает слушателя к удивительной «Gothic Kabbalah» (2007). Совершенно иного поля ягодой представляется «театрализованная» пьеса «Nocturnal Light», вдохновленная мифами об Инанне, шумерской богине любви: «воздушные» оркестровки, разделение вокальных партий по ролям, нежные напевы Лори Льюис, пряные восточные мелодии — все это дарит поистине упоительное эстетическое наслаждение.

Словно в противовес ей далее вступает «Great Marquis Of Hell» — лаконичный и драйвовый, но при этом не лишенный аристократичной куртуазности метал-гимн с Викстремом в главной роли. Одержимый каббалистическими злыми духами «Psalm Of Retribution» отвоевывает звание наиболее прогрессивного номера альбома. Здесь импульсивность эстрадного женского пения перекликается с харизматичным войсом незабвенного Матса Левена, а хоровые партии в духе «Deggial» отдают затаенной меланхолией и особенной сумрачной красотой.

Гимноподобная и полифоничная «El Primer Sol» («Первое солнце») повествует о боге-творце Тескатлипоке и продолжает тему «Quetzalcoatl» с альбома «Lemuria». Но, пожалуй, наибольшей похвалы заслуживает финальное произведение «Ten Courts Of Diyu» — проникновенно-трагичный, в меру кинематографичный симфо-метал-эпос, погружение в таинственные глубины загробного мира китайской мифологии не без помощи народных мотивов. Такого в истории группы еще не было.

В целом можно сказать, что перед нами сборник качественных, отмеченных печатью профессионализма песен без излишеств. Многообразие солирующих и хоровых вокальных линий, рок-вокал, а также живописные оркестровые партии (в данном случае группа не прибегала к услугам живого оркестра, заменив его файлами из аудиобиблиотеки), влияние винтажного хард-н-хэви восьмидесятых с ярко выраженным ламповым гитарным саундом — все это подогнано с большим вкусом и очень компактно, общий хронометраж в результате составил всего сорок с небольшим минут.

«Leviathan» — это приятная, органичная работа, которая явно обретет еще большую выразительность в формате живых выступлений. Работа, которую, несмотря на нестандартность, хочется переслушивать не один раз, потому что задумка музыкантов сработала с точностью швейцарских часов. Это многообещающая первая глава в грядущей трилогии, которая, если верить Кристоферу Йонссону, не только воздаст должное фундаментальным симфоническим релизам Therion, но и раскроет перед группой совершенно новые горизонты.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)