DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Жизнь кончилась – да здравствует не-жизнь

Мертвые не умирают / The Dead Don’t Die

США, 2019

Жанр: ужасы, комедия, драма

Режиссер: Джим Джармуш

Сценарий: Джим Джармуш

В ролях: Билл Мюррей, Адам Драйвер, Тильда Суинтон, Стив Бушеми, Игги Поп

Похожие фильмы:

  • «Твин Пикс» (сериал, 1990—1991, 2017)
  • «Так даже лучше» (2018)
  • «Рассвет мертвецов» (2004)

По-отечески пожурив живущего в лесу близ городка Центрвилль отшельника и по совместительству школьного друга Боба (Том Уэйтс), уже немолодой, но неунывающий шеф полиции Клиффорд (Билл Мюррей) в сопровождении прагматично-отстраненного молодого офицера Рони (Адам Драйвер) возвращается в участок. За окном патрульной машины меланхолично проплывают умиротворенные пейзажи маленького городка. И все-таки что-то здесь не так. Поздний час, но солнце не заходит, луну коронует зловещий сиреневый ореол, по всему городу пропадают домашние животные, да и по радио транслируют одну и ту же песню. Это, впрочем, еще цветочки. Подтухшего вида ягодки в лице отказывающихся лежать в земле спокойно мертвецов еще впереди. И кто же в этом виноват? И что делать? Да и вообще, велика ли теперь разница между жизнью и не-жизнью?

Постер, трейлер и наличие в списке приглашенных звезд почетного охотника за привидениями Билла Мюррея как будто бы заранее настраивают на милый эксцентричный комедийный ужастик. В какой-то мере все так и есть. Но не совсем. «Мертвые не умирают» – это еще и фильм о переменах, об эмоциональной деградации так называемого «квалифицированного потребителя» и о том, к чему приводит резкое осознание этих обстоятельств. В данном случае кажущаяся несерьезность фильма – это лишь средство, которое играет на руку общему замыслу.

Живых персонажей в кадре порядка двух десятков, а место, где развивается сюжет, очень напоминает пасторальную Америку 60-70-х годов – в нем даже мобильные телефоны смотрятся несколько чужеродно. Центервилль будто застыл в той самой эпохе, которая являла собой расцвет Америки и как государства, и как явления в культуре. Не просто так зрителя отсылают именно к тому времени, когда, по мнению ностальгирующего большинства, по-настоящему живых людей было куда больше, чем сейчас. Злоба и консерватизм фермера Миллера (Стива Бушеми) – искреннее, пока еще живое чувство, как и тихое добродушие обывателя Хэнка Томпсона (Дэнни Гловер), гиканутость фаната комиксов Уиггинса и немного циничная невозмутимость Рони. И кроме этой горсти живых и живущих, в городке никого будто бы и нет – такое впечатление, что самым «оживленным» местом Центервилля является то кладбище, откуда и поползут голодные зомби. И никого этим нельзя будет особо удивить – в мире, где по телевизору безымянные «правительство, ученые и нефтедобытчики» говорят о том, что, даже если на Луну кто-то водрузил фиолетовый нимб, волноваться ни о чем не стоит, все в порядке вещей.

И вот – далеко не сразу, но срединным эффектным аккордом – приходит черед мертвецов забирать в свое обезличенное царство горстку живых. И завершать затянувшееся превращение мира в не-мир. Кто-то будет бороться, кто-то падет без боя. «Все это добром не кончится», – упорно твердит Рони, совсем как Зеленый из «Тайны третьей планеты».

И если добра ждать не стоит, кому в этом стремительно и жутко меняющемся мире хоть немного повезет? Джим Джармуш дает ответ, пусть и не самый оригинальный, но вполне правдоподобный. Конечно же, повезет тем, кто еще на раннем этапе жизни осознал себя непригодным для мертвохожего общества. Ну и, возможно, повезет тому, кто никогда человеком и не был – любопытному и хладнокровному гостю, приехавшему посмотреть, как смешные туземцы живут-поживают в невежестве-отчаянии.

Даже если забыть о важной идейной составляющей, не укрывается от внимания, что сам фильм попросту красиво снят. Очень издевательски неспешно, будто бы в пику моде на блокбастеры. Запоминающимся получился и саундтрек от Стерджилла Симпсона. Кроме того, нельзя не отметить отсылки к зомби-киноклассике и шпильки в сторону роли Адама Драйвера в новых «Звездных войнах», а также отрубленную голову звезды «Диснея» Селены Гомес, что, согласитесь, мало где ныне увидишь.

Джармуш – признанный мэтр, и свою долю сугубо технических похвал он наверняка получил, но все же картина чертовски хороша еще и потому, что она очень живая (не в смысле «оживленная», насыщенная экшеном, а искренняя в своей чудаковатости и морализации). Плавная меланхоличность камеры, наряду с несколькими другими визуальными находками, роднит ее с «Твин Пиксом» Линча, причем и со старым, из 90-х, и с новым одновременно. Вспоминается и совсем недавний фильм «Так даже лучше» (Better Off Zed, 2018) со смутно похожими (даже визуально) находками, но если уж сравнивать мастерство и изящество, тут детище Трэвиса Стивенса отступает в глубокую тень, лишь мечтая о такой сбалансированности всех составляющих, которая есть у Джармуша. О таких зомби, кровожадно-апатичных, выгоревших донельзя, жадных до безделиц и чьей-нибудь крови и при этом почти что мило выглядящих. И о таких крутых персонажах-ронинах Клиффорде и Рони, которые готовы стоять до конца и снести-таки парочку ненасытных людоедских голов.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)