Зона ужаса

17. Финал. Отзывы Ирины Епифановой

16 декабря 2016 г.
Конкурс «Чёртова дюжина 2016»

Традиционное спасибо авторам и организаторам! Пожалуй, впервые за всё время судейства на разных литературных конкурсах я получила настолько концентрированное удовольствие. Показалось, что с прошлого года «Чёртова дюжина» выросла чуть ли не на голову. Во всяком случае, сейчас в финале не попалось ни одного рассказа, по поводу которого хотелось сказать: «Что это вообще, и как такая слабая вещь дошла до финала?» Общий уровень текстов заметно подрос. В общем, читать стало приятнее, но судейская задача при этом усложнилась: многие рассказы получили одинаково высокие оценки, сложно расставить их по местам. Три первых места вообще распределила чисто условно. Далее по порядку.

Большая и маленькая

Страшные люди — русские баре, а в их усадьбах порой творилось такое, что Фредди Крюгер нервно курит в углу. Удачный пример столь популярного в последнее время (судя по составу «Самой страшной книги 2017») исторического хоррора.

Сильный и страшный рассказ. Очень технично написан с точки зрения языка и стиля. Но есть пара вопросов к концовке: смерть Домны показалась мне немотивированной; осталось непонятным, утопилась ли Большая Зойка вместе с маленькой.

Ну и должна признаться во вкусовщине: мне нравится, когда в хорроре есть проблеск чего-то доброго и светлого. Тут же сплошные мрак и безнадёга.

Ватажник

Автор взял этакую слегка лубочную Древнюю Русь и превратил её в коммуналку, подселив к людям в качестве соседних племён кентавров, минотавров (в тесте просто тавров) и псоглавцев. Как часто бывает в коммуналках, живут соседи плохо и постоянно грызутся. В один прекрасный день герои, дружинники из племени людей, возвращаются из похода и обнаруживают, что их деревня стёрта с лица земли. «Ну точно, кентавры!» — подумали они и пошли на тех войной, но выяснилось, что и кентавры, и все прочие соседи-полулюди тоже истреблены. А напала на них и вовсе какая-то неведомая грёбаная хрень, на людей не похожая вообще, — сфинксы…

Минус баллы за излишнее морализаторство, вот это вот «нет никого страшнее человека». Довольно странная механика мира, в котором ни с того ни с сего вдруг обнаруживаются какие-то новые, доселе неведомые расы, да ещё и непобедимые. Но концовка хороша.

Да, и главный вопрос: рассказ неплохой, но непонятно, что он делает в «Чёртовой дюжине», по сути это обычное фэнтези, не хоррор.

Двудушница

Тёмное фэнтези, как я тебя люблю! Рассказ хороший, сильный, нет провисов по структуре. Мир атмосферный. Хотя один вопрос практического свойства всё-таки есть: лес вокруг горит, время дорого, Ивар заставляет дьякона копать огромную могилу для всех деревенских мертвецов. Земля мёрзлая. Дьякон — не экскаватор. Внимание вопрос: сколько же он копал? Но это так, придирка, а вообще рассказ красивый и очень понравился.

За что мне всё это

Отличный образчик бытового хоррора. История одного безумия. Получилось правдоподобно, а потому страшно.

Правда, осталось некоторое количество вопросов к автору: что же всё-таки стало с Мариной после аварии? Она стала слабоумной? И почему она не может удовлетворить Стаса как женщина? Сорока шарфиков и заискивающих взглядов в глаза мне всё-таки не хватило, чтобы выстроить картинку произошедшего с ней. Также непонятно, как всесильный отец-генерал, носящийся со своей дочкой как с писаной торбой, не отследил ни измен, ни убийств зятя.

Костоправы

Всем известно, что если ты горожанин, то выезжать за пределы родного города совершенно не нужно и даже опасно. Обязательно наткнёшься на каких-нибудь мутантов, выродков и упырей, ведь именно ими-то и заселена вся сельская местность.smile

Так происходит и с главным героем, ничем не примечательным рядовым психопатом с раздвоением личности на службе у орг. преступности. Он с «коллегами» везёт раненого товарища к подпольным врачам, а ими оказываются два типа как будто из фильма «Восставшие из ада».

Во всё это ни секунды не веришь (начать со странной кадровой политики криминальных лидеров), такой получается адский трэш, но весело и задорно.

Маленький нежный бог

В один городок возвращаются с войны мужики. Обнимают плачущих жён, подкидывают в воздух подросших детишек, потихоньку начинают приходить в себя и забывать о пережитых ужасах. Но совсем забыть не получится, потому что вернулись они… как бы это сказать… не совсем живые.

Мощная задумка, и написано достаточно страшно и атмосферно. Не самая высокая оценка, потому что в тексте слишком уж, на мой взгляд, много языковых и стилистических недочётов (штампы, повторы и другие шероховатости). Но всё это почти искупается яркостью образов.

Ненастоящий дядя

Иногда чтобы спасти близких, нужно оставить их навсегда. Но самое страшное, что ты всё равно никогда не узнаешь, во благо ли была та твоя жертва…

Главный и очевиднейший вопрос: когда происходит действие?

Если в тексте есть несколько временных пластов (прошлое и настоящее) и не указано конкретное время, то читательское восприятие работает так: настоящее — это сейчас, а 50 лет назад, соответственно, 2016 – 50 = 1966. Тогда какие МЧС, сотовые и джипы? Всё это воспринимается как лютейшие анахронизмы и вызывает мощный когнитивный диссонанс. А если молодость главного героя — это сейчас, а старость — сейчас + 50 лет, то надо как-то хотя бы намекнуть, что дело происходит в будущем.

Ещё один момент. Я понимаю задумку автора создать психологическое напряжение за счёт неизвестности: спас герой сына своим поступком или не спас. Но, видимо, напряжения этого недостаточно, бесконечные рефлексии «спас/не спас» от многократного повторения начинают утомлять, а открытая концовка только усугубляет разочарование. Читатель ждёт-ждёт, что ему всё-таки расскажут, как сложилась жизнь сына, а когда этого не происходит — чувствует себя обманутым.

Пепел

То ли отвлекает приличное количество опечаток и орфографических ошибок, то ли автор создал настолько мощную нарастающую атмосферу шизофрении, что индуцировал читателя — я что-то запуталась в поворотах сюжета. Непонятно, что было на самом деле, а что — плод больного воображения главного героя. И из-за того, что постоянно пытаешься въехать в происходящее, бояться-то и некогда…

При этом язык в целом богатый, и вот это самое ощущение усиливающегося безумия передано хорошо.

С такой стороны жизнь знакома только отожравшимся на трупах крысам

Эстетика распада, красота тления и прочий декаданс.

Картинка мира автором нарисована завораживающая, всё очень кинематографично (хотя и не совсем ново, как тут не вспомнить корабль «Чёрная жемчужина» из «Пиратов Карибского моря»…). Но какого-то внятного сюжета с чёткой завязкой, развитием и развязкой среди всей этой мрачной красоты не наблюдается. Получилась скорее зарисовка. Мне этого не хватило

Снафф

Что лично вы готовы сделать за деньги? Герои рассказа, двое студентов-юристов, готовы на многое. Они снимают ролики, где бомжи убивают друг друга за водку и пятихатку, и через посредника продают их богатым извращенцам. А потом оказывается, что из этого чудовищного бизнеса нет выхода. Чем дальше, тем больше, преступления становятся всё более кровавыми и изощрёнными. И у каждого из этих молодых «звёзд шоу-бизнеса» уже есть свой «фан-клуб» во тьме: те, кто лишился жизни с их помощью, кто ждёт и зовёт их.

Реально жуткий рассказ о вещи пострашнее монстров и привидений — о человеческой жестокости и цинизме.

Химия

То, над чем смеются разумные взрослые люди, видя в прессе объявления про потомственных ведунов и колдуний. То, за что, как за спасительную соломинку, хватаются брошенные жёны. Приворот. Ну конечно, он же не мог сам взять и от меня уйти к другой, мы же любили друг друга, он же вроде не совсем сволочь, а я-то вообще супер, так как же это вышло? Наверняка она, та, — ведьма и приворожила его.

А что, если такое действительно возможно? Герою предстоит испытать все прелести приворота на себе и убедиться, хорошо ли это — любовь до гроба.

Идея хороша, но текст показался чрезмерно затянутым, было бы лучше закончить всё раньше, а не описывать по несколько раз злоключения постаревшего главного героя, сидящего в инвалидном кресле и зависящего от ведьмы.

Шуудан

Никогда бы не додумалась до идеи, что несчастья может приносить такая безобидная и милая вещь, как марки. Респект автору за неожиданную находку. Очень здорово и психоделично описана вся эта монгольская нечисть, самобытные такие монстрики.

Но концовка с бегством главного героя, как мне показалось, слита. Выглядит так, будто автор хотел бы придумать что-то поэффектнее, не придумал и махнул рукой: ладно, пусть будет как есть.

Ю

Сюжет прост как три копейки, с поисками маньяка никакой интриги, более того, герой вообще натыкается на него случайно. Но. Рассказ обладает непобедимой магией хорошей литературы. Прекрасно передана ностальгическая атмосфера детства, чувство первой любви… Хотя достоверность и психологизм тут же включают в читателе рефлексии и достоевщину: невольно примеряешь на себя, и становится не по себе от того, что герой маньяка всё-таки убил. Хотя ведь и отпустить с миром не мог. До конца ждёшь, что всё как-нибудь так повернётся, чтобы можно было не убивать…

Отличный мальчишеский хоррор, рассказ, о котором продолжаешь вспоминать и на следующий день после прочтения. Автор, я хочу ещё ваших текстов!

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх