DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

25. Финал. Отзывы Андрея Теплякова

 

Андрей Тепляков — писатель, участник литературного объединения «Тьма», автор книг «Пустошь» и «Черные небеса. Заповедник».

 

Пару слов о конкурсных рассказах в целом. Первое, что бросается в глаза – это довольно качественный текст. В этом плане авторы молодцы, и я, как член жюри, говорю им – спасибо! Второе: многие тексты эмоционально пусты, из-за чего полностью лишаются возможности произвести на читателя впечатление. Жанр хоррор – очень эмоциональный жанр. Никакая сцена не сможет напугать, если автор сам не потрясен и не напуган ей. И третье: обилие банальностей и пустота текстов. Такие тексты можно было бы смело не писать.

Теперь о хорошем: у всех авторов финала есть явный потенциал писать хорошие рассказы.  Нужно еще немного поработать: кому-то побольше, кому-то поменьше.

Об оценках.

Оценки я выставлял практически «по Гамбургскому счету». Тот факт, что они легли довольно кучно, говорит о сопоставимом уровне конкурсных работ.

Я не делал подробного разбора рассказов. Те заметки, что я привел – это записи на полях во время чтения. Выплывшие мысли и ассоциации. Самое важное.

Изначально мои оценки были не целыми числами, но, оказалось, так нельзя. Пришлось округлять. Жаль, при этом пропали нюансы.

 

В башне

В этом рассказе нет атмосферы, нет вовлеченности читателя в происходящее (впрочем, это беда многих рассказов-финалистов), события подаются в отстраненной манере. Рассказ затянут. Его можно и нужно сокращать. Ближе к финалу герой идет в квартиру – не верю! Это насмерть избитый киношный штамп, о котором даже говорить неудобно. Происки Антихриста – тема скучная, много сотен раз обглоданная. В этот раз ничего нового не сказано. Мое мнение – рассказ не состоялся. Это зарисовка.

 

Ветки

В этом рассказе уже чувствуется какая-то атмосфера. Появляется даже возможность ассоциации с главным героем. Таким образом, рассказ становится осязаемым и живым. Для этого рассказа очень важно создать ощущение медленно надвигающейся жути, так как автор пытается сделать ставку на саспенс. Хотелось бы, чтобы ситуация на складе постепенно, изо дня в день ухудшалась, позволяя фантазии читателя работать. Бентли Литтл умеет это делать хорошо. У него это работает. Но здесь не получилось. Все происходит довольно быстро, последовательность событий не самая удачная. Тем не менее, рассказ держит и заставляет читать до конца, что очень-очень важно.

 

Вольк

Написано гладко, атмосферно. Рассказ вовлекает, заставляет читать на одном дыхании. Исполнение хорошее. Но вот содержание вызывает недоумение. Кто этот Вольк? Если муж героини, то куда тогда она звонила? Это же был стационарный телефон. Сцена в ванной непонятна и не нужна. Точнее понятно, что она нужна для вывода героини за сцену, для того, чтобы, вернувшись, она обнаружила Волька.  Очень неудачная сцена. Если героиня сошла с ума, это никак не ощущается. Сплошные недоумения. А жаль. Могло бы получиться хорошо.

 

Восхищение

Текст очень емкий, насыщенный, динамичный. В отличие от предыдущих текстов, где монтаж напоминает театральный – неподвижная камера смотрит на статичную сцену, здесь все непрерывно меняется. Однако, при такой технике очень сложно создать атмосферу, и здесь ее почти нет. Она передается лишь через ощущения автора дневника. Это почти не портит рассказ, так как он призван брать другим, но это самое другое тоже дает осечки. Во второй половине рассказа посыпались твисты, причем сразу в огромных количествах, рассказ из линейного сразу же сделался рваным, выбивая почву из-под ног читателя. На мой взгляд, автор немого перестарался. Излишняя сумбурность изложения и слишком большое количество твистов не пошли рассказу на пользу.

 

Зайчик

Простенькая сказочка, но очень гармоничная. Здесь все на месте, все работает, все играет. Здесь есть цельная, выпуклая, непротиворечивая история. Хорошо визуализируется. Простенькая сказочка.

 

Мама

Стиль изложения хорош, написано гладко, без изысков. Сюжет совершенно банален. Сильные ассоциации с «Психо» Блоха. Само по себе это не страшно, скажи автор что-то новое. Но автор не говорит. Проходной рассказ. Эмоционально не трогающий. Все метания героев декларированы, но их нельзя почувствовать.

 

Мед

Очень вязкий текст, полностью лишенный динамики. Очень плохо визуализируется, несмотря на обилие описаний. При таком обилии не остается места собственному воображению читателя, которое, собственно, и строит картинку. Если автор описывает сцену слишком  тщательно, читатель просто не видит ее. Если автор описывает пару характерных деталей, читатель видит. За всеми этими словами вообще не видно событий. Что происходит? Чем заканчивается? Какой здесь сюжет? Вообще, для чего все это? Покалеченный на ровном месте герой вызывает недоумение, а потом раздражение. Никакой связи с ним не возникает. В сухом остатке после прочтения остался раненый на ровном месте идиот и комары. И при чем тут мед?

 

Несвятая вода

Особенно нечего сказать. Написано неплохо, но у всех финалистов неплохой уровень. Что еще? Некая субстанция, меняющая людей – сто раз перемусолено во множестве книг и фильмов. Рассказ статичен, эмоционально нейтрален. Проходной текст (хотя закидоны матери главной героини мне понравились).

 

Нечистые

Сказка про нечисть, но без гоголевского колорита. Само по себе такое совершенно не интересно. Все банально и плоско, твист в конце ожидаем. События изложены отстраненно и равнодушно (эмоциональный фон в сцене мальчишечьей болтовни и в сцене убийства один и тот же). Рассказ не тронул, не удивил.

 

Свиньи

Слэшер. Бессмысленный и беспощадный. Здесь стоило постараться, чтобы пронять читателя, ибо сама по себе расчлененка совершенно не интересна. Можно  -  и нужно! – было бы дать контраст между обычной жизнью и жизнью Кабана. Но никакой обычной, нормальной жизни в рассказе не существует, а потому жизнь Кабана становится обычной. Таким образом, эффект кошмара ситуации не работает. Все события описываются с отстраненным равнодушием.  Бессмысленно и беспощадно.

 

Семя

На удивление небрежно исполненный рассказ. Про ошибки говорить не буду. Рассказанная история довольно интересна, не затаскана, как прочие. Но форма подкачала. У рассказа есть явное достоинство – краткость, но это привело к другой беде – к схематичности, с которой автор не справился.

 

Спящая красавица

Очень хорошо – эмоционально, динамично, без пробуксовок. В рассказе есть сюжет, идея, зачатки атмосферы. Сама история тоже довольно любопытная. В памяти сразу всплывает «Фотография класса за этот год», но здесь о другом, поэтому ассоциация не портит впечатление. Больше тут и не скажешь. Рассказ состоялся, автор молодец!

 

Теперь так будет всегда

Безусловный лидер финала. Очень живой, трогательный, страшный рассказ.  Этой истории  веришь. Чудовищность ситуации ощущается полностью, потому что она оценивается. Каждый «гость» это контраст, и даже сами резиденты ловушки – это тоже сравнения. Очень здорово сделано. Очень! Немного просел финал, но это на фоне сильного предыдущего текста. Что с ним не так, не могу сформулировать, это на уровне ощущения, поэтому автор на последнее замечание может смело не обращать внимания. Снимаю шляпу.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)