DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики
Паранормальное

50 оттенков постмодерна

Бессмертный / Deathless (роман)

Автор: Кэтрин М. Валенте

Жанр: мифпанк, фэнтези, мистика

Издательство: АСТ

Год издания: 2018 (в оригинале — 2011)

Серия: Шедевры фэнтези

Цикл: Ленинградский диптих

Перевод: В. Беленкович

Похожие произведения:

  • Э. Л. Джеймс «Пятьдесят оттенков серого» (роман)
  • Нил Гейман «Американские боги» (роман)

В начале прошлого века несколько людей искусства, позже назвавшихся постмодернистами, обнаружили, что можно пародировать классику вместо того, чтобы подражать ей. Новое движение стало настолько модным, скандальным и молодежным, что даже критикам пришлось с ним смириться. Литература умерла, а в перегное выросли новые таланты.

В середине восьмидесятых кудрявый юноша, чье имя созвучно с названием реки в Африке, открыл, что если использовать сюжеты сказок и не слишком увлекаться пародированием, то можно стать богатым и знаменитым. И почерпнул он из мифологии многих народов, но один обошел стороной.

В начале 2000-х писательница, известная как Кэтрин Валенте, решила собрать урожай с территорий, которые не освоил Нил. Она назвала пастиш из сказок мифпанком, а чтобы выйти из тени именитого коллеги, использовала полузабытые приемы постмодернистов. В 2010 году Валенте обратилась к русским сказкам — тем самым, которые обделил вниманием Нил Гейман. И увидела множество историй, статных и ладных, и решила рассказать их на свой манер. И написала она роман, и назвала его «Бессмертный».

Книга рассказывает о девочке, что жила в доме на Гороховой улице, да не в простом доме, а с домовыми. Девочку звали Марьей. Не Марией, не Машей, не Мэри, а именно Марьей. И видела та девочка, как с деревьев падают птицы и оборачиваются прекрасными мужчинами, и забирают ее сестер в жены. И мечтала о принце, что однажды свалится с неба и заберет ее с собой. Но человека, который явился за ней, звали Кощеем Бессмертным. И посадил он невесту в автомобиль, что превращался в коня, и совратил девушку. И стала она Марьей Моревной, великой воительницей, Царицей Жизни.

И приписать бы «и жили они долго и счастливо, тут и сказке конец, а кто слушал — молодец», но не тут-то было. Ибо Валенте вводит новых персонажей, а с ними — не только новые сюжетные повороты, но даже жанры. Вот появляется Баба Яга, и любовное фэнтези превращается в настоящую сказку с ее квестами. Когда же на сцену выходит Вий, читатель узнает об извечном противостоянии Жизни и Смерти, а былину сменяет военная драма. Первая сцена, где появляется советский солдат по имени Иван, и вовсе представляет собой хоррор. Меняются персонажи, жанры, даже рассказчица, и читатель думает: к чему это все? И, добравшись до финала, не находит ответа.

Смысл мифпанка, по Валенте, в литературной игре. Отправить сказочных персонажей в Ленинград, а советских вождей в сказку, разрушить миф и посмотреть, что получится. Писательница увлекается плетением словес и оставляет за бортом развитие сюжета и логику повествования. Читатели, которым нравятся внятные, увлекательные истории, вряд ли оценят «Бессмертного» по достоинству.

И все же поклонники у Валенте найдутся. Прежде всего это те, кому нравится творчество Нила Геймана: Валенте пишет о том же, но изящнее и загадочнее. Судите сами: «в самом дальнем, самом тайном зале замка Черносвят, чьи костяные купола сияют тут и там серебряными маковками и стальными крестами, на троне из оникса и кости сидел Кощей Бессмертный». И так на протяжении всей книги. Слог у Валенте сладкий, медовый, так и вязнешь в нем. А Владимир Беленкович кропотливо перевел текст на русский язык, изменив смысл в необходимых местах. Результатом скрупулезной работы стала прелестная вещица, чьей красотой можно и нужно восхищаться.

Увы, но Кэтрин Валенте не смогла вдохнуть жизнь в эту вещицу. Получилось лишь принарядить этого кадавра, сшитого из различных историй. Даже монстру Франкенштейна требуется молния. Детищу Валенте, вопреки названию, уготовано лишь собирать пыль на полках или томиться на жестких дисках. В нем нет тех элементов, что заставили бы мертвеца встать и идти, — сюжета, смысла и, самое главное, души.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)