ГОЛЕМ

Кукла / The Boy

США, 2016

Жанр: хоррор

Режиссер: Уильям Брент Белл

Сценарий: Стэйси Минир

В ролях: Лорен Кохэн, Руперт Эванс

Похожие произведения:

  • «Дом маленьких теней» (роман)
  • «Мертвая тишина» (фильм, 2006)
  • «Scratches» (игра)

Кукла. Постер 

Давайте попробуем залезть в голову среднестатистическому создателю фильма ужасов и, постаравшись не испачкаться о богатый внутренний мир, понять, как он видит правильный «скример» или «бу-эффект». Героиня одна, в темноте, внезапно натыкается на кого-то, и, дабы мы не пропустили этот душераздирающий момент, нам подсказывают звуком, что здесь нужно бояться! Это может быть визг скрипки, визг главной героини, удар металлом о сковородку а-ля Брэд Фидель или вообще звук разверзшихся хлябей небесных (в понимании заштатного звукорежиссера). Как представляли себе такой момент создатели классики? Без подсказок! Героиня вздрагивала, мы вместе с ней, но только самую малость. Потому что мы знали, что это не главное блюдо. Потому что режиссеры знали, как пугать нас без чертиков из табакерки. Потому, что неизвестность страшнее самого мерзкого компьютерного монстра, выпрыгивающего на нас из темноты (В 3D!!!). И наконец-то об этом кто-то вспомнил!

Грета Эванс, американка со своими скелетами в шкафу и душевной травмой в недавнем прошлом, приезжает в глухую английскую глубинку, дабы поработать няней в старинном особняке. Пожилая пара странная, мальчик Брамс, за которым ей предстоит присматривать, оказывается жутковатой куклой, но деньги неплохие, дом красивый, а симпатичный лавочник из ближайшей деревни откровенно стоит глазки. Не самый худший вариант, чтобы убить время и залечить душевные раны. Что может пойти не так?

Кукла

Классическая история ужасов – это, по сути, «моралитэ», на манер страшных детских сказок. Фильм следует этому правилу на все 100% и, несмотря на откровенную вторичность сюжета, оказывается чуть ли не самым цельным хоррором последних лет. Тренду последних киноподелок, где героев, сценаристов и режиссеров несет куда попало без руля и без ветрил, «Кукла» противопоставляет поистине британскую сдержанность и четкую трехактную структуру. Корни фильма растут из классических готических романов, нечто вроде «Поворота винта» и рассказов Монтегю Джеймса. Судите сами: девушка, одна, в огромном пустом доме, который скрывает страшную тайну, присматривает за необычным ребенком. Да, действие происходит в наши дни, а мальчик оказывается куклой, но так ли это важно?

Чем характерны сказки? Они дают героям простенькое условие: выполнишь его – получишь награду, нарушишь – получишь наказание. Помните «Синюю бороду»? Вот тебе ключи от всех дверей, но есть одна, которую открывать нельзя. Если бы Грета вспомнила про этот архетип, то явно не наплевала бы на список инструкций, составленный эксцентричными родителями Брамса. Ты забыла поставить мальчику его любимую пластинку? Не уложила спать и не поцеловала перед сном? Что ж, для начала поищи-ка ты пропавшую одежду! Мало? Как насчет полуночной экскурсии на чердак? Брамс мальчик хоть и игрушечный, но капризный. Со сказками и готическими новеллами фильм роднит и еще один классический элемент – сны главной героини.

Кукла

Кукла крадет одноименный фильм у актеров, без вопросов. Простите за шутку на злобу дня, но игрушечный Брамс достоин «Оскара» не меньше многострадального Ди Каприо. Уильям Брент Белл – режиссер средней руки (а за «Одержимую» руки ему вообще хотелось на полном серьезе оторвать, дабы не снимал такой шлак), но тут он применил гениальный ход. Брамс за весь фильм НИЧЕГО не делает. По крайней мере, мы этого не видим. Приученные клоуном из «Полтергейста» и Билли из «Мертвой тишины», зрители ждут, когда он повернет голову, дрогнет рукой, да хотя бы моргнет! Однако нет, все метаморфозы остаются за кадром! Вот он сидит, не шелохнувшись, на кухонном стуле, но стоит отвернуться – и он уже в другом конце комнаты. Как тут не вспомнить «Призрак дома на холме» Роберта Уайза, когда главную героиню и нас вместе с ней пугали так тонко, что впору было задуматься, на самом ли деле в доме твориться какая-то чертовщина или это галлюцинации доведенной до истерики женщины?

О героях стоит поговорить отдельно. Это первый фильм за очень долгое время, где персонажи ведут себя ЛОГИЧНО. Не в смысле, что они совершают разумные поступки, а в смысле, что все их действия объяснимы. Узнав о прошлом Греты, мы понимаем, почему она не бежит подальше от жуткой куклы. Миляга Малкольм не сдает впавшую в неадекват знакомую в психушку, потому что по уши влюблен. Да и сложно не поверить симпатичной девушке, когда ты своими глазами видишь, как кукла, которую вы только что уложили спать, оказывается на другом конце дома. Даже родителей Брамса можно понять: родительские чувства и горе толкают людей и не на такие безумства. Это выгодно отличает «Куклу» от недавнего «Леса призраков», когда ты смотрел на героев, которые только что были вполне адекватными взрослыми людьми, и сдерживался, чтобы не заорать «Да что ж ты делаешь, идиот(ка)!». Ну и отдельно похвалим Лорен Кохэн: не то, чтобы актриса выдает выдающееся исполнение, но ее Грета получилась симпатичной и смелой, за нее не стыдно переживать, хотя тут можно заметить некий парафраз недавнего «Багрового пика».

Кукла

Хороший фильм ужасов отличает от плохого одна особенность: даже когда ты начинаешь понимать, к чему дело клонится, у тебя все равно остается два-три варианта, чем может закончиться эта история, каждый из которых имеет право на существование. Действительно ли в кукле живет призрак Брамса? Едет ли крыша главной героини? Или это настигло ее прошлое. Когда в тщательно разыгрываемой пьесе для двух людей и одной куклы появляется третий, незваный, участник, атмосфера становится настолько плотной, что ловишь себя на мысли, что задержал дыхание, хотя ничего страшного на экране, вроде, не происходит. Это ожидание. Это, черт возьми, саспенс! Родной ты наш, как мы по тебе соскучились!

Да, фильм не открывает новых горизонтов. Да, третий акт получился довольно суматошным. Да, кое-где не хватает объяснений. Но это тот случай, когда легкая недосказанность не вызывает раздражения, ведь мы вполне можем заполнить недостающие сюжетные кирпичики самостоятельно, все инструменты у нас уже на руках. И отдельно стоит похвалить крайне сдержанное использование «бу-моментов»: по сравнению со схожей по тематике «Женщиной в черном» их тут достаточно мало, и поданы они сдержанно, без лишних спецэффектов, в стиле, например, «Хэллоуина» Джона Карпентера. Фильм нагнетает страх атмосферой неизвестности, недосказанности. Сцена «Давай дружить» вообще получилась на загляденье.

Итог: у нас на руках оказался на удивление целостный психологический хоррор, который в кои-то веки берет на «скримерами», а грамотно созданной атмосферой. Он на голову выше 95% однотипных поделок на скорую руку и вполне достоин занять свое место рядом с «It Follows» и «Заклятием» в обойме лучших фильмов ужасов последних лет. И за это создателям огромное спасибо!

Кукла

P.S. А внезапный скачек в качестве работ Уильяма Белла можно объяснить просто: это первый фильм, к которому ни он, ни его постоянный соавтор Мэттью Питерман, не приложили руку в качестве сценаристов. Кажется, ему стоит задуматься…

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх