DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

А не взяться ли нам за Вильяма нашего Шекспира?

Театр крови / Theatre of Blood

Великобритания, 1973

Режиссер: Дуглас Хикокс

В ролях: Винсент Прайс, Дайана Ригг, Йен Хендри, Гарри Эндрюс, Корал Браун

Похожие произведения:

  • «Ужасный доктор Файбс» (1971)
  • «Десять негритят» (1987)

 

В черном плаще с кровавым подбоем трагический актер Эдвард Лайонхарт бросился вниз головою в Темзу. Причиной стали театральные критики, которые, не скупясь на остроты, в пух и прах разносили игру Лайонхарта и вдобавок присудили престижную награду не ему, а молодому дебютанту. Однако год спустя настал час расплаты — один за другим критики начали погибать теми же смертями, что и герои пьес Вильяма Шекспира… то есть, чрезвычайно скверными. Лайонхарт вернулся, шекспировский сезон открыт, и крови будет много!

Фильм ужасов Дугласа Хикокса, вышедший в 1973 году, предвосхитил великое множество молодежных слэшеров 80-х, где из раза в раз повторялась фабула с группой людей, преследуемых заточившим на них зуб психопатом. Однако ни один из этих ужастиков не способен похвалиться таким сногсшибательным актерским составом — Винсент Прайс в роли Лайонхарта, Дайана Ригг (первая и последняя жена Джеймса Бонда в фильме «На тайной службе Ее Величества») в роли его безутешной дочери, Корал Браун, Джоан Хиксон и многие другие.

Винсент Прайс здесь великолепен. Нет, великолепен он всегда, но здесь — дьявольски! Его Лайонхарт — не безликий убийца в маске: для каждой расправы он надевает новую личину, перевоплощается в новый образ, становясь то Брутом, то Яго, то Ричардом III, то Ахиллом, то Шейлоком. Сам сюжет позволил Прайсу раскрыть всю многогранность своего таланта, исполнив перед завороженным зрителем множество ролей в одной, блеснуть и комедийным даром, и мастерством трагика. Недаром великий актер вспоминал об этой роли как о самой любимой. Мало того, «Театр крови» стал для Прайса одной из редких возможностей играть Шекспира — высоколобые театралы отказывались иметь с ним дело из-за амплуа «звезды низкого жанра», т. е. фильмов ужасов.

И, быть может, поэтому Прайс привнес в образ Лайонхарта немало личного. Его герой надменен, чванлив, жесток и эгоистичен, он убивает несчастных критиков за мелкую, по сути, обиду. Человек, живший одним лишь Шекспиром, он поневоле чересчур проникся его мрачным миром и начал жить по шекспировским, то бишь, средневековым принципам, пренебрегая миром современным, как пренебрегал раньше пьесами современных драматургов, считая их слишком мелочными. Но ближе к концу Лайонхарт внезапно начинает вызывать сострадание, как человек, опоздавший родиться, как пришелец из старого, жестокого, но романтичного мира. Возможно, в эпоху рыцарских сражений и поединков чести Эдвард Лайонхарт был бы счастлив.

Однако и жертвы-критики — не тупое пушечное (ножевое) мясо, но тоже как на подбор яркие личности со своими особенностями и слабостями, которыми Лайонхарт умело пользуется, всякий раз обставляя недалеких детективов из Скотленд-Ярда. Отвратительный женоподобный обжора, веселый пьянчужка, пожилой казанова, затюканный женою интеллигент и свирепый ревнивец — все они становятся жертвами не только Лайонхарта, но и собственных слабостей. Привет, «Пила»! Сколько там лет до твоего выхода, тридцать один? Ну а «свиту» Лайонхарта, толпу колоритных бомжей, пьющих денатурат, невозможно описать словами — это надо видеть.

Что до резни, то и тут большинство слэшеров выглядят рядом с «Театром крови» как выпускник провинциальной школы рядом с выпускником Оксфорда. И без того кровожадную фантазию Вильяма нашего Шекспира Эдвард Лайонхарт дополняет своим изощренным умом и искаженным английским юмором, так что зрителю остается лишь гадать, каким образом безумный актер прикончит очередную жертву: банальное отрезание головы или выдирание сердца он дополняет особыми фишками, вызывающими то ужас, то искренний смех.

Разумеется, «Театр крови» не был первопроходцем: за два года до него вышел «Ужасный доктор Файбс» — в нем главную роль также исполнял Прайс, жертв тоже было девять, и они тоже умирали «постановочными» смертями — Файбс воплощал в жизнь Десять Казней Египетских из Ветхого Завета. Однако «Файбс» (в свою очередь немного напоминающий «Десять негритят» Агаты Кристи) больше тяготеет к комиксовой манере, тогда как «Театр крови» погружает зрителя в чарующий мир сцены. К тому же, он более эффектен и динамичен, более жесток. Можно сказать, что «Театр крови» взял все лучшее из своего предшественника, развил, сделав еще лучше. И при этом остался ярким и самобытным произведением, уморительно-забавным и жутким одновременно.

Отдельно стоит отметить музыку Майкла Дж. Льюиса — изумительно красивую и пронзительную, придающую особые нюансы происходящему на экране.

В общем, «Театр крови» — это практически идеальный слэшер, снятый задолго до золотой эпохи этого поджанра и превосходящий почти всех своих «последователей». Не в последнюю очередь благодаря английской эксцентричности, отличному юмору и потрясающим актерским работам. Посмотреть этот умный и вместе с тем невероятно увлекательный фильм я советую решительно всем поклонникам ужасов — настоящим поклонникам, а не тем, чей кругозор ограничен новинками синеплексов и торрент-трекеров… хотя, к чему снобизм? Старина Лайонхарт в исполнении старины Прайса вполне может завоевать и их сердца!

Интересные факты:

  • Режиссер Дуглас Хикокс — отец Энтони Хикокса, режиссера таких культовых картин, как «Музей восковых фигур», «Восставший из Ада 3», «Чернокнижник 2».
  • На съемках этого фильма Прайс встретил любовь своей жизни — актрису Корал Браун, игравшую одну из его жертв. Они были мужем и женой до самой смерти Корал в 1991 году.
  • Во время убийства «по мотивам» пьесы «Ричард III» Прайс изображает короля Ричарда. До этого Прайс играл в двух вольных экранизациях этой пьесы, причем в более ранней — утопленного Кларенса, а в более поздней — опять-таки Ричарда.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)