DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Тьма в кино. Пересматриваем классику

В 2017 году режиссер Панос Косматос прогремел на весь мир картиной «Мэнди», ставшей всего второй в его фильмографии. Между тем незаслуженно мало внимания привлек его первый фильм «По ту сторону черной радуги», ставший предтечей визуального стиля режиссера. Владимир Грейвсхолд исправляет это упущение.

Андрей Волков посмотрел первый полнометражный фильм Майка Флэнагана «Отсутствие» и увидел, что тот получился со множеством «но», однако стал серьезной заявкой на будущее. Впоследствии режиссер стал нарасхват как постановщик мистики и фантастики. И в «Отсутствии» уже заметны черты его стиля поздних лент.

«Призраки» — один из тех проектов, которые не переворачивают индустрию и массовое восприятие жанра с ног на голову. Это небольшой по масштабу, хороший по исполнению и мрачный по атмосфере фильм, которым приятно скрасить зимний вечер, закутавшись в плед. Особенно если за окном завывает ветер, под растущей луной блестит падающий снег, а на душе царит умиротворение от понимания, что все эти ужасы и мороз находятся где-то там, невообразимо далеко, и не могут причинить никакого дискомфорта — кроме сопереживания героям, разумеется. О хорошем морозном холоде расскажет Алексей Абросимов.

К моменту появления Чужих и Хищников в одном фильме их совместная вселенная уже успела неоднократно засветиться и в комиксах, и в видеоиграх. Поэтому перед Полом У. С. Андерсоном стояла нелегкая задача - наконец-то объединить бренды на одном большом экране. Андрей Волков вспоминает «Чужой против Хищника» образца 2004 года и рассказывает, почему нет ничего лучше, чем провести зимний вечер, глядя, как инопланетные маньяки смачно выбивают дурь друг из друга!

Роберт Земекис — один из ведущих режиссеров американского мейнстрима, автор таких успешных со всех точек зрения фильмов, как «Роман с камнем», трилогия «Назад в будущее», «Кто подставил кролика Роджера» и «Форрест Гамп». Такие кассовые режиссеры крайне редко и очень неохотно обращаются к хоррору, так как этот жанр в их среде считается низким. Но, будучи любителем качественных триллеров, однажды он не удержался и рискнул сыграть на поле Альфреда Хичкока, закрутив саспенс вокруг, казалось бы, идеальной семьи. О получившемся фильме «Что скрывает ложь» рассказывает Андрей Волков.

Фильм «Забытое» вышел на экраны в 2004 году при поддержке студии-мейджора «Коламбия Пикчерз», с настоящей звездой в главной роли, приличным бюджетом, возглавил бокс-офис на свои выходные и принес довольно солидную прибыль. Так почему же сейчас, почти 20 лет спустя, о нем мало кто вспоминает, а если и мелькнет где-то упоминание, так в списках самых внезапных (и спорных) сюжетных поворотов? Может быть, память о нем просто… стерли? Ответ ищет Олеся Мезенина.

Для кого-то «Неглубокая могила» – тот самый фильм, благодаря которому путевку в жизнь получили режиссер Дэнни Бойл и актер Юэн Макгрегор. Для кого-то – фильм, где впервые засветился Кристофер Эклстон, девятый Доктор из культового британского сериала «Доктор Кто». А кто-то о нем даже не слышал! Для всех этих категорий зрителей о параноидальном триллере напоминает Камдок Ким.

В 2000 году на телевидении появился новый фильм известного сценариста Стивена Е. де Соузы «Одержимый дьяволом», основанный на книге историка и журналиста Томаса Б. Аллена «Одержимый: Правдивая история самого известного экзорцизма современности» (1993). Книга до сих пор не теряет своей популярности, в немалой степени благодаря роману Уильяма Питера Блэтти «Изгоняющий дьявола» и его знаменитой экранизации. Стоит ли говорить, что Блэтти вдохновлялся тем же случаем экзорцизма, который документально описал Томас Б. Аллен? А вот как «Одержимый дьяволом» выглядит на фоне своего знаменитого конкурента, расскажет Андрей Волков.

Жанр хоррор насчитывает десятки фильмов, темой которых является религия. Как правило, сценарий таких картин однообразен: есть древний демон/дьявол/дух/шайтан, который жаждет вселиться в кого-то и начать вершить зло, дабы ввергнуть мир в хаос. Есть и храбрый священник (католический, конечно), который спешит избавить мир от Зла. Подобные фильмы штампуются и по сей день. Тем интереснее рассматриваемая Владимиром Грейвсхолдом картина «Стигматы».

«Дурная кровь», вышедшая аж в середине прошлого века, — очаровательно жуткая картина, в которой нет ни капли крови! Зато фильм по праву можно считать настоящим прародителем многочисленных хорроров, в которых зло скрывается под невинной личиной ребенка. Сильные стороны сего кинопатриарха разбирает Алексей Петров.

В 1980-е в американском кино было выпущено большое количество триллеров и хорроров, где главными героями были дети: «Врата», «Детская игра», «Дом клоунов», «Оно», «Останься со мной». Расчет авторов был понятен. Если опасность грозит ребенку, то зрители будут сильнее сопереживать, ведь считается, что дети — самые беззащитные. Для создателей саспенса герой-ребенок — тоже большой подарок. Взрослые детей, конечно, любят, но вот верят им редко, и если ребенок говорит, что сосед напротив — убийца или что в подвале живет чудовище, то это объясняют разыгравшимся воображением. Но что, если монстром оказывается сам ребенок? О фильме «Майки» рассказывает Андрей Волков.

В 1976 году на экраны вышла дебютная часть ныне всемирно известной трилогии «Омен». Сценарий Дэвида Зельцера и режиссерская работа Ричарда Доннера вкупе с сильной игрой актеров и пугающе атмосферной музыкой Джерри Голдсмита подарили миру эталонный хоррор, закрепив успех высокими кассовыми сборами. Сиквел был лишь вопросом времени и вышел спустя два года. Смог ли «Дэмиен» удержать планку качества или стал очередным блеклым продолжением, выяснил Владимир Грейвсхолд.

2000-е породили очередной бум хорроров о проклятых детях, наделенных властью Антихриста, вроде бы утихший с финалом серии «Омен». Результаты были смешанными, но кассу собирали. Вероятно, поэтому выпавший из голливудской обоймы талантливый жанровый режиссер Стивен Хопкинс выбрал «Жатву» в качестве своего камбэка. Увы, критики фильм не обласкали, да и сборы разочаровали, но это не значит, что картина канула в Лету. Новые смыслы и объективный позитив находит в «Жатве» Андрей Волков.

В момент своего выхода «Приют», ставший полнометражным дебютом для Хуана Антонио Байоны, рекламировался как продюсерская работа Гильермо дель Торо. С годами его деятельность на этом поприще приносила как несомненные успехи, так и унылые провалы. К какой из этих категорий относится фильм 2007 года? Расскажет Андрей Волков.

Что делает «Остров проклятых» уникальным во всей фильмографии Мартина Скорсезе? Скорсезе по большей части известен своими криминальными и историческими (биографическими) драмами. Но статус культового режиссера за ним закрепился благодаря исключениям из правил или пробам себя в иных жанрах. Классическую историю горя, тоски и безумия разбирает Михаил Русаков.

Англо-канадская лента Ричарда Лонкрейна «Замкнутый круг», удостоенная гран-при на кинофестивале фантастики и фильмов ужасов в Авориазе, является экранизацией романа Питера Страуба «Джулия». Книги автора сложно поддаются экранизации - это тип атмосферного хоррора, в котором минимум острых поворотов, но максимум душевных переживаний. Удалась ли ранняя адаптация или нет - разбирается Андрей Волков.

18 августа Роман Полански, человек крайне непростой и интересной судьбы, отметил 90-летие. Будучи всю жизнь героем шокирующих и скандальных новостей, он все же занял свое заслуженное место культового режиссера, современного классика, мастера, чьи работы будут исследоваться очень долго. А учитывая, что круглая дата идеально совпала с темой номера, пришла пора рассмотреть последнюю часть «квартирной трилогии», еще не появлявшуюся на страницах журнала - фильм «Жилец», о котором расскажет Олеся Мезенина.

Интересен круговорот хоррора в природе. В 1974 году молодой режиссер Тоуб Хупер выпустил «Техасскую резню бензопилой», малобюджетный слэшер, внезапно ставший мировым хитом и обретший культовую славу. Спустя несколько лет сериальный постановщик Дэннис Доннелли, заручившись поддержкой продюсера Тони Дидио, жаждавшего схожего коммерческого успеха, снял «Кошмар дома на холмах» (он же - «Убийства инструментами»). Про оригинал культового хоррора расскажет Алексей Петров.

«Техасскую резню бензопилой» и «Кошмар дома на холмах» разделяет почти тридцать лет. Между этими фильмами нет ничего общего, кроме жанра и маньяка. Более того, если дебют Хупера сознательно практически бескровный, то ремейк классического грайндхауса «Кошмар дома на холмах» явно не для слабонервных. Постоянный автор DARKER Андрей Волков рассказывает о фильме.

Фильмы Кормана-продюсера бывают или вполне приличными (а то и классическими или культовыми) малобюджетками, или же халтурой в прямом значении этого слова. В 1990-е фильмы от Кормана чаще оказывались как раз халтурой, но в это десятилетие есть светлое пятно в виде его своеобразного «ирландского» периода. Классическую историю нехорошего «Дома проклятых» рассказывает Андрей Волков.