DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Тьма в кино. Пересматриваем классику

Свои лучшие хорроры Лучио Фульчи, по общему мнению критиков и киноманов, снял на рубеже 1970-1980-х годов. Это мрачные, жестокие сюрреалистические полотна «Зомби», «Город живых мертвецов», «Дом на краю кладбища». Но даже на их фоне «Седьмые врата ада» выделяются депрессивным настроением и экстремальным содержанием. Режиссер и сам говорил, что «Седьмые врата ада» нельзя понимать разумом. Это алогичное кино, рассказ о котором подготовил Андрей Волков.

Современное поколение, смотревшее «Хэллбоя», «Тихоокеанский рубеж» и «Багровый пик», знает Гильермо дель Торо как барочного волшебника, снимающего нестандартные блокбастеры с роскошным и оригинальным визуальным рядом. Но так было, конечно же, не всегда. Ранний период творчества мексиканского режиссера прошел под знаком изобретательных малобюджетных ужастиков. И первым в этом ряду идет «Хронос». Обзор фильма подготовил Игорь Евдокимов.

«День мертвецов» можно считать третьей, завершающей частью трилогии о зомби, начатой «Ночью живых мертвецов» и продолженной «Рассветом мертвецов». Как и в прошлых своих фильмах, Ромеро исследует проблемы социума, отношения между людьми, используя тему живых мертвецов. Главные персонажи выписаны тщательно, полностью раскрываясь по мере развития сюжета, второстепенные действуют логично, в рамках предложенной им роли. Гражданские против военных – вот основное противостояние в фильме, происходящее на фоне сражений с зомби, которым все равно, кого есть, ведь они подчиняются слепому инстинкту.

В далеких 70-х годах фильмов про зомби было еще очень мало. На слуху были в основном «Ночь живых мертвецов» и «План 9 из открытого космоса», а до итальянского зомби-бума оставалось порядка десяти лет. Однако уже в тот период малобюджетный кинематограф иногда цеплялся за эту тему, чтобы порадовать зрителей еще не успевшими надоесть пожирателями плоти. Одним из примеров раннего малобюджетного зомби-хоррора является фильм «Трупы детям не игрушки», рассказ о котором подготовил Дмитрий Казин.

«Аромат дамы в черном» – это почти классический джалло, но у него есть некоторые нетипичные черты: убийцы как такового нет, нет и никакого расследования творящихся преступлений. Фильм полон намеков на темные тайны прошлого. Но какие тайны могут быть у очаровательной блондинки? Это зрителю предстоит узнать ближе к концу мистерии. Ирина Орлова-Джонс поделилась впечатлениями от дебютной работы итальянского режиссера Франческо Барилли.

«Птица с хрустальным оперением» – дебют Дарио Ардженто, который прежде работал кинокритиком в газете Paese Sera, а также писал сценарии для других режиссеров. Казалось, Ардженто и в режиссуре дебютирует каким-нибудь спаггети-вестерном или комедией по-итальянски. Однако автор сценариев многих вестернов снял свой первый джалло, в котором еще заметны следы влияния криминальных фильмов США. Обзор фильма подготовил Андрей Волков.

В исконно итальянском поджанре «джалло» есть немало признанных жемчужин, прекрасно отражающих все его основные особенности, и не все они связаны с именем Дарио Ардженто. Картина Паоло Кавары «Черное брюхо тарантула» обладает всем необходимым для того, чтобы считать ее практически эталонным «желтым» хоррором. Такие фильмы не были призваны запечатлеть эпоху, но они сами стали эпохой в жанре ужасов. Детальный обзор картины подготовил Феликс Кривенцов.

Дарио Ардженто, работавший с Марио Бава, многое сделал для популяризации джалло как отдельного жанра детективного евротриллера, совершенствуя его в «Птице с хрустальным оперением» и последующих своих фильмах. В картине «Кроваво-красное» он довел все его составляющие до совершенства, собрав их все вместе. Этот фильм стал одной из лучших его работ за всю долгую и плодотворную режиссерскую карьеру. Подробности – в обзоре от Ирины Беловой.

Творческое содружество режиссера Нери Паренти и актера, писателя и сценариста Паоло Вилладжо ассоциируются у зрителя прежде всего с сериалом о забавных и немного грустных приключениях бухгалтера Фантоцци. Кроме этого, они вместе сняли еще множество комедий, в том числе и два фильма о приключениях клерка Джандоменико Фраккии: «Фраккия – зверь в человеческом облике» и «Фраккия против Дракулы». Рассказ о последнем подготовила Ирина Белова.

История, в которой опытный маньяк-убийца берет под свое крыло скованного и затюканного молодого парня и учит его всем премудростям ремесла, не должна быть смешной по определению, но у Люка Риччи (это его единственный полнометражный фильм) это получилось. Для комического эффекта такой сценарный ход используется редко, что уже является поводом для появления небольшого культа вокруг ленты «Как стать серийным убийцей». Обзор фильма подготовил Игорь Евдокимов.

Рождество — это время, когда никто не должен оставаться в одиночестве, как говорилось в фильме Ричарда Кёртиса «Любовь вокруг нас». Вот и центральный персонаж дебютного триллера Франка Халфуна «Парковка», охранник Томас, решил попытать счастье и признаться в любви девушке, в которую он уже долгое время был влюблен. Но так как у Томаса, мягко говоря, не все дома, он выбрал отнюдь не романтический способ для излияния своих чувств. Обзор ленты подготовил Андрей Волков.

Гонконгский хоррор «Офис с привидениями» повествует о целом здании, населенном призраками. Раз в году, в июле, его наводняют злобные духи и убивают ровно девять человек, после чего успокаиваются до следующего лета. Кто-то верит в эту легенду, кто-то нет, но в любом случае, каждый служащий чувствует некоторое напряжение, усаживаясь в кресло в начале рабочего дня: сможет ли он сегодня вернуться домой? Обзор фильма подготовил Валерий Лисицкий.

В графе жанра фильм обозначен как семейный, хотя монстры и пугающие моменты в нем не уступают хоррорам того времени. Но главные герои «Врат» – дети и подростки. Режиссер Тибор Такач мастерски построил свою картину именно на детской психологии понимания и восприятии страха, взяв за основу боязнь темноты, в которой прячутся страшные монстры. Он показал и этих монстров, и сами страхи на экране в концентрированном виде. Подробности – в обзоре Ирины Беловой.

Как порой противоречивы бывают наши воспоминания о детстве! Мы помним много хорошего, однако, стоит копнуть поглубже, как могут обнаружиться и другие воспоминания, будто выбивающиеся из общего ряда. И эти тревожащие, зудящие в глубине черепной коробки образы так же важны для нас, как и те, светлые. И, пожалуй, никто не сможет рассказать об этом лучше, чем Фрэнк Скарлатти, главный герой фильма «Леди в белом», успешный писатель, в детстве переживший один очень и очень неприятный инцидент.

Если рассматривать фильм «Что-то страшное грядет» в отрыве от, собственно, самого фильма, и обратить внимание только на его «ингредиенты», то на бумаге мы имеем беспроигрышную комбинацию. Сценарий писал сам Брэдбери, у руля постановки стоял Джек Клейтон (режиссер одного из величайших паранормальных фильмов ужасов – «Невинные» 1961 года), а бюджет составил 16 миллионов долларов (внушительные на тот момент деньги). Впрочем, у этой картины есть ряд нюансов, о которых рассказывает Игорь Евдокимов.

Фильм «Они» начинается вполне буднично: нам показывают обычный рабочий день Клементины, которая работает в школе учительницей, а также ее парня-писателя. Заурядность их распорядка может напомнить жизнь и самих зрителей, а значит сделать повествование более реалистичным для восприятия. Они — это незнакомцы, которые однажды вторглись в жизнь симпатичной молодой пары. Подробности — в обзоре, который подготовил Андрей Волков.

Если разложить британский фильм ужасов «Линк» на поджанры, то мы получим симбиоз таких разных стилистических направлений, как зоохоррор и слэшер. В «Линке» главный злодей – умная и жестокая обезьяна, до поры до времени прикидывающаяся паинькой. А когда пробивает роковой час, Линк истребляет людей в стиле серийного мокрушника, с упоением издеваясь над жертвами и пряча их трупы в укромных местах. Подробности – в обзоре от Алексея Петрова.

По сюжету фильма «Лэйк Плэсид: Озеро страха» неизвестное чудовище нападает на жителей маленького города и оставляет их без конечностей. И только прибывший на место некий Гектор уверяет всех, что чудовище – обычный аллигатор, который каким-то образом оказался в этих водах. Ну а дальше люди встают перед выбором: спасти представителя редкого вида аллигаторов или же уничтожить и положить конец подводному террору. Подробности – в обзоре от Дмитрия Казина.

Фильм «Крысы» снят по одноименному роману Джеймса Херберта, и хотя в качестве одного из жанров отмечена фантастика, из фантастического тут только крысы-мутанты огромных размеров. Все остальное вполне реалистично, включая и повадки крыс, их способность проникать везде, где им захочется, умение лазить по вертикальным стенам и трубам, а также грызть все без разбора. Подробности – в обзоре от Ирины Беловой.

Несмотря на малый бюджет, «Клещи» Тони Рэндела справляются со своей главной функцией — развлекательной. Режиссер хорошо держит ритм и избегает провисаний истории. Техническая сторона тоже вряд ли кого-то разочарует, ибо муляжи клещей-мутантов и их нападения на людей выглядят довольно убедительно. Особенно ценен этот фильм сейчас, когда так редко выходят ужастики о животных, дотягивающие хотя бы до среднего уровня.