ДЕМОН ВНУТРИ

Арсений Гончуков: «Будущее за Интернетом!»

Если к тому, что DARKER выпускает свои номера прямо на просторы Сети, все привыкли давно, то мысль о существовании нашего коллеги в мире сериалов многим покажется в диковинку. А между тем режиссер Арсений Гончуков, который ранее отметился драмами «1210», «Сын» и не только, сейчас трудится над экспериментальным «Районом тьмы» — первым в России профессиональном интернет-сериалом, да еще и снятом в темном жанре. О нелегких буднях первопроходца Арсений поведал в интервью.

Как так получилось, что вы, журналист, драматург и поэт, стали творить в, пожалуй, наиболее громоздком и трудоемком жанре искусства?

К кино, или точнее сказать, в кино, я шел долго и очень окольным путем. То есть сложно и неожиданно пришел. Хотя мне сейчас кажется, что предсказуемо. Потому что изначально я поэт, филолог, драматург — пьесы, рассказы и стихи я писал и пишу с семи лет. А это творчество. Кино это тоже творчество. Так что путь предсказуем. А вот почему именно кино… И то обстоятельство, что в Нижнем Новгороде, где я родился и вырос, кинематографом никогда не пахло, то есть ни киношкол, ни тем более вузов, да и кино не снималось, то, что я родился в такой среде и пришел в кино — это и правда почти чудо. Но тем не менее я получил кинообразование в Москве и пусть поздно, но пришел. Кино мне кажется очень близким по духу делом. Любая работа и дело мне вечно казались недостаточными, чего-то не хватало. С кино мы слились, могу и так сказать, это настолько многообразное и разноплановое искусство, требующее от человека очень большого спектра талантов, знаний и интересов, что мне комфортно… В кино и с кино невозможно заскучать. К тому же оно очень требовательно. И мне это нравится. Мне нравится, когда много разной работы!

Почему после ряда независимых лент вы решили перейти на темную сторону, сняв интернет-сериал в жанре триллера?

Он еще не снят. Сняты и снимаются прямо сейчас первые серии. Вопрос, как я из авторского полнометражного фестивального кино свалился в пропасть «Района тьмы» и правда очень интересный. Там полный метр, серьезные темы, авторский подход, кинотеатры, прокат, ТВ, большое кино, а тут бац — и жанр, Интернет, короткие истории…

Наверное, просто надоело. Хотя не только. С одной стороны, да, придется похвастаться, у меня 18 различных наград российских и зарубежных кинофестивалей, 5 фильмов, из которых 4 полнометражных, пройдено и сделано много и, если честно, надоело. А точнее сказать, я почувствовал, что исчерпал себя в этой истории. Потому что постоянно призы не могут радовать, десятки и десятки фестивалей, это приедается. Но не только это. Не только исчерпанность, но наступила некая усталость от жанра. Полный метр делается два года. А потом бывает так, что фильм никому не нужен. Прокат разрушен, кинокритики воротят от российского кино носы, ТВ фильм берет плохо — неформат, они сами снимают свое мыло. В общем, не очень стало понятно, зачем мы снимаем. Ради зрителя да. Но зритель разный. В общем, смысла снимать в России авторское кино становится все меньше. Тем более зарубежные фестивали совсем уже перестали брать русские картины, так и говорят: «Русское? Нет!» Не в почете мы нынче, в силу политических причин. Но плевать на все фестивали мира. Будущее за Интернетом. Интернет-сериал сегодня очень свежий, новый, а потому безграничный формат. Можно экспериментировать, в условиях полного отсутствия профессиональных аналогов, можно делать какие-то новые неожиданные вещи, экспериментировать с жанром, получать от зрителя мгновенную реакцию. В общем, сплошные преимущества. Мне нравится наш проект и надеюсь, понравится зрителю. Мы очень стараемся.

Предыдущие ваши работы относились к авторскому кино и не были ориентированы на широкого зрителя. «Район тьмы» же — первый «зрительский» проект, и он выдержан пусть не в жанре чистого хоррора, но, скажем так, в темном жанре. Выходит, вы считаете его особо востребованным в нашей стране? Связано ли это лишь с тем, что темное кино имеет в России столь сложную судьбу, или же оно необходимо людям само по себе?

Не скажу, что востребованность подобных фильмов стала неким поводом для нас снимать именно триллеры, нуар. Скорее, это то, что интересно снимать нам. Если бы мы хотели в первую очередь популярности и количества просмотров, славы, то стали бы снимать комедии, они лучше всего идут. Но у триллеров есть своя стойкая и верная аудитория. Кстати, на 80 % состоящая из мужчин.

Мы делаем то, что хотим делать и ищем, в первую очередь, единомышленников. И они для нас, в первую очередь, зрители, а не как в авторском кино, «жертвы» нашего кино — это я шучу, конечно. В общем, хочется развлекать. И пусть наш сериал будет непростым и мрачным чтивом, но думаю, его будут смотреть. Мы придумали кучу интереснейших вещей. Да, и мы правда перешли на сторону тьмы, в смысле, на сторону зрителя, который находится там. Нам очень важна обратная связь. Так что как начнут выходить серии, сразу пишите нам на сайт, что не так!

А привлекает ли вас жанр ужасов как зрителя? И чем?

У нас будут не столько ужасы, сколько, как заявлено в подназвании к «Району тьмы» — хроники повседневного зла. Реализм. То, что происходит здесь и сейчас, с нами, с нашим соседом, с пешеходом, в темных районах нашей страны. Некоторые истории будут вполне социальными. Мне кажется, мы снимаем некую такую антропологию современной жизни. Вот хороший семьянин и президент благотворительного фонда убил ребенка… Как это произошло? Что этому предшествовало? Мне кажется, наш сериал в первую очередь про людей. А про что еще снимать? В нас и весь ужас. Зачастую. В борьбе в каждом из нас добра и зла.

Порой черту между ужасами и другими жанрами, даже социальной драмой (особенно если дело касается суровых российских реалий), провести не так просто. Стоит ли вообще заниматься этим неблагодарным делом — делить произведения по жанрам? Какое значение вы придаете такого рода ярлыкам?

Вообще не очень большое придаю. Жанры придумали люди, как в кино, так и в том же литературоведении просто для того, чтобы облегчать себе процесс узнавания и классификации того или иного произведения.

В общем, не стоит заниматься этим неблагодарным делом! Правда! Например, в «Районе тьмы» жанры будут сильно перемешаны. Посмотрите спецвыпуск «Дед Мороз», какой там жанр? Многие затрудняются ответить.

Если бы вы решили снять полнометражный фильм ужасов, каким бы он был?

В первую очередь страшным! Думаю, это мог бы быть фильм про зомби. Я поклонник зомби-хоррора и фильмов в жанре постапокалипсиса, почти все пересмотрел. Вообще эта тема интересна. Есть и идеи. Я даже допускаю, что однажды на «Районе тьмы» появится зомби. А почему нет? Будем расширять жанр. Мысли такие есть.

Существует ли вообще рецепт идеального хоррора? Какие из возможных ингредиентов будут присутствовать в «Районе тьмы»?

Думаю, саспенс — главный ингредиент. Он будет, обязательно. Будет страшно. Будет неприятно. Будет осмысленно. Мы хотим делать все-таки не просто мясо — бац, бац и кого-то замочили, — а все-таки кино с некими смыслами, актуальное кино. Вот это точно будет. Ну и будет кровь! И убийства. Почти в каждой серии. Но почти. Примерно как в наших тизерах, которые уже вышли.

Известно, что «Район тьмы» — сериал вертикальный и не предполагающий единого сюжета, но все же сформулируйте, пожалуйста, для тех, кто впервые о нем слышит, какая идея будет объединять все двенадцать серий?

Да, это по сути будут новеллы, но все они будут объединены некоей территорией — собственно, загадочным «Районом тьмы». Это метафорическая территория, где происходит борьба добра со злом и наоборот. И не всегда побеждает добро. Каждый из нас — заложник двух стихий, и борьба ведется суровая. Эта территория странностей, происшествий, пороков и будет объединять сериал. Демоны наших серий все живут в «Районе тьмы», они будут пересекаться между собой по всему сериалу, когда выйдут первые серии, их можно будет смотреть подряд и искать те самые кросс-эпизоды и героев.

А объединяет одно — темнота, в которую попадают герои, случайно или специально, наш сериал о случае, о зле, это антропология зла, можно так сказать. Чтобы не было повадно!

Снимая «Район тьмы», вы во многих отношениях выступаете в роли первопроходца: создаете интернет-сериал с профессиональными актерами, да еще и в России, да еще и в темном жанре, плюс ко всему в беспрецедентном для данного формата разрешении 4K! Очевидно, что легких путей вы не ищете, поэтому следующий вопрос очевиден: какие трудности работы над сериалом оказались для вас наиболее серьезными?

Да, вы знаете, мы сразу поставили или лучше сказать, «задрали» себе планку. А точнее, не стали ее снижать «потому что это Интернет», а как работали в большом кино, так и работаем сейчас, на сериале. Почему нет? Если мы умеем? В общем, никаких поблажек к себе и никаких скидок на Интернет. Все по-честному. Тяжело тянуть такое, но раз уж взялись, надо дожимать. Вообще, с самого начала мне казалось, что будет легче, чем полный метр снимать. А теперь я понимаю, что нет, не намного легче. Разве что нет единого длительного периода съемок. А так никакой разницы…

Что касается особых трудностей, их много. В кино все непросто, и все трудно или дорого. И с 4K работать сложно, он тяжелый, вы можете представить, что 8-минутный фильм в исходном «весе» это 2 терабайта? А их надо где-то хранить, переносить, перегонять при цветокоррекции. Это дикие объемы, а харды мы покупаем тоже за свои. У нас идут серьезные кастинги, у меня на каждую роль могут пробоваться до десятка артистов, среди которых есть и очень известные ребята… А кастинг это психологически всегда тяжело, и для актеров, и для режиссера, которому выбирать артистов в итоге…

Есть сложности с командой, с объектами, с милицией, наконец, которой не очень нравятся окровавленные люди, лежащие на мокром асфальте, или костры по ночам на детской площадке… Один раз у нас в кадре был актер в милицейской форме, с пистолетом ходил. Так мы просто опасались, что его убиют.

Сложностей много. Есть сложность с рекламой, потому что бюджета на маркетинг нет. Поэтому мы ищем информационных партнеров, нам важен каждый материал о нашем сериале…

Но мы знали, на что шли, опыт большой, и мы справимся.

По реакции на тизеры «Района тьмы» можно заметить, что ролики удивили народ как качеством постановки, так и непривычным форматом. Что в отзывах зрителей показалось вам особенно забавным?

Самый забавный отзыв на ролик, в котором написано, что это реклама художественного сериала, был «Все это фейк и постановка». Мы очень смеялись всей командой! Ну то есть обвинить художественный фильм в постановке это сильно! Я как режиссер-постановщик всю жизнь вообще фейки снимаю!

Реакция очень разная и неожиданная. И это особый кайф. Вот тизер про геймера жестко заминусили, аудитории не понравилось, что мы такое сняли про геймера, она нас заподозрила в том, что мы их обвиняем и наезжаем. Хотя я сам геймер, и сын у меня геймер, и я люто ненавижу тех, кто «наезжает» на игры.

А вот тизер про пикник неожиданно «зашел», но стали подозревать, что мы все нарисовали. Подозрительный у нас народ, однако! Но правда, все объекты на изображении сняты, ничего не было нарисовано. Только выстрел немного подправили.

Пять лет назад вы сняли свой первый фильм, не имея ни бюджета, ни поддержки сторонних продюсеров. Что изменилось в российском независимом кино с тех пор? Можно ли говорить о том, что сейчас, с развитием краудфандинга, оно набирает обороты? Стоит ли надеяться, что когда-нибудь его представители смогут составить серьезную конкуренцию крупным студийным проектам, финансируемым из госбюджета и прочих серьезных источников?

Я пессимист. Не думаю, что многое поменялось. Не верю в живительную силу краудфандинга. А с кино из-за кризисов финансовых совсем все плохо. Изменилось одно: когда мы сняли фильм за 600 тысяч рублей, который собрал семь призов и кстати, совсем скоро выйдет на телеканале «Культура», и это фильм, сделанный буквально на коленке, за моим домашним компом, мы были одними из первых… Сегодня таких гораздо больше, фильмов без бюджета снимается уже очень много, и недавно знакомая, увидев в кинотеатре на финальных титрах фразу «Фильм снят без господдержки», написала мне, что это плагиат! Конечно, не плагиат, но мы первые написали такое в титрах. Именно в фильме «1210», потому что мне важно было дать понять, что мы не просили на это кино у государства, что мы сами, чтобы никто не подумал. Ну и как благодарность коллегам.

Вы как-то обмолвились, что у вас готов сценарий зомби-хоррора. Расскажите о нем подробнее.

Есть одна очень интересная, на мой взгляд, задумка. Но она тоже связана с Интернетом. Это тоже сериальная история, которую я думаю начать реализовывать летом… Пока все силы брошены на «Район тьмы», но уже сейчас мы подумываем о некоем следующем проекте. Но там тоже не чистый зомби, не чистый жанр. Это, скорее, метафорическая полумистическая история, некий такой микс жанра. Но говорить и раскрывать карты пока рано. Там еще даже сценарий не прописан. Есть подробный поэпизодник и концепция. Она нравится первым читателям, подростки от нее в восторге. Тем, кому мы показывали, я «тестировал» материал… А это обнадеживает. Подростки очень избирательны и суровы при оценке творчества. Тем более для Интернета.

И раз уж заговорили о зомби. Их нынче нельзя считать признаком сугубо хоррора: зомби могут присутствовать, скажем, в мелодрамах или вестернах, а то и переворачивать с ног на голову экранизации классических произведений. А в каком антураже, по-вашему, они еще не были замечены, но вполне этого достойны?

У меня есть короткометражный сценарий, который даже однажды хотели поставить коллеги. И пытались собрать на него деньги. Но у них не получилось. Не знаю, может быть, я сам его сниму. Там действие происходит в Москве, в недалеком будущем, когда город заражен зомби, а главный герой — некий такой санитар, который ездит по городу и уничтожает зараженных в квартирах… И там такая личная драма происходит, но и забавно все прописано по поводу Москвы, есть за что зацепиться. В общем, меня очень привлекает идея про зомби, когда сюжет погружен прямо вот в сегодня и в «сейчас», в нашу повседневную сегодняшнюю жизнь… Я не скажу, что это ужасно оригинально, но мне это близко. Ну например, зомби-Ленин, оживает и идет всех кусать в «Реддиссон», ну чем не сюжет?

 

А если задуматься о будущем интернет-сериалов? Как думаете, какую нишу они смогут занять через несколько лет? Стоит ли их опасаться производителям фильмов и телесериалов в России?

Я думаю, что не стоит. Я вам открою секрет, но мне кажется, что с жанром интернет-сериалов в России будет туго. Ведь это деньги, а пока все хотят, буквально у огромного количества людей бродят идеи создания интернет-сериалов, но реализация… Не знаю. И пока никто не понимает, как это можно монетизировать и на этом зарабатывать. У нас вообще все продюсеры и режиссеры половина советских, другая половина — возрастные люди, далекие от Интернета, как тяжелая металлургия от балета, и им вообще сложно понимать конъюнктуру и то, как вообще функционирует Интернет…

Но! Я был бы ужасно рад пополнению нашей компании. Просто потому, что когда ты делаешь интернет-сериал один, а вокруг чистое поле, пробиться еще труднее. А большой компанией это будет уже не явление, а событие. Ну и побороть ТВ было бы совсем круто. В общем, я пессимист, но я верю. Мне бы очень хотелось, чтобы интернет-сериалы в России были. Ведь за рубежом их уже великое множество и индустрия развивается очень быстро и сильно… Хотелось бы не отставать. Ну или хотя бы как-то ярко зажечь и здесь, у нас. Было бы здорово.

Напоследок пожелайте что-нибудь читателям DARKER, русскоязычным любителям страшного кино.

Что пожелать? Те, кто любит страшное и ужасы, как и я, во мне вызывают уважение. Это прекрасный жанр, и это клево, что люди пугают сами себя, пугаются и получают удовольствие. Пожелаю побольше качественного кино. Которое не будет обманывать своего зрителя. А пугать, радовать, восхищать, задумываться о чем-то большем, чем о природе страха. О природе человека тоже.

Спасибо за интервью, Арсений! Успехов вам и вашим проектам!

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх