ГОЛЕМ

Дом в порубежье / House on the Borderland

Жанр: графический роман

Год издания: 2003

Издетельство: Vertigo

Художник: Ричард Корбен

Сценарист: Саймон Ревелстроук

Допустим, англичанина Уильяма Хоупа Ходжсона читали не так много людей, и его больше любят в других измерениях. Предположим, художника Ричарда Корбена знают не так много ценителей искусства, а кому-то попросту не по нраву дамы с огромными сиськами. О не столь плодовитом Саймоне Ревелстроуке можно вообще умолчать. Но каждый сколь-нибудь уважающий себя ценитель комиксов должен прислушаться хоть к словам Алана Мура! И отмазка «не, не слышал» здесь не проканает! Именно Мур написал предисловие к «Дому в порубежье» пытается увещевать потенциального читателя и втолковать ему, насколько крутую вещь он держит в руках, насколько велик оригинальный роман.

«Дом в порубежье» У. Х. Ходжсона стал доступен русскоязычному читателю не так давно и при этом катастрофически поздно – лишь спустя 102 года после выхода романа на родине, в Лондоне. Зато сразу в двух вариантах: издательства «Вече» и «Энигма» выпустили его в разных переводах, да и сами книги существенно отличались как по оформлению, так и по составу. И настоящий ценитель «weird»-прозы расплылся в экстазе, ведь «Дом в порубежье» (или «Дом на краю» – как душе угодно!) является краеугольным камнем не только современного хоррора, на него молились такие писатели, как Г. Ф. Лавкрафт и К. Э. Смит. О чем-то подобном в рассказывает и Алан Мур, только британец втолковывает уже англоязычным ребятам, насколько они были слепы, что прежде не заметили этого потрясающего воображение шедевра.

Время показало, что прозу Ходжсона не забудут еще очень долго – его регулярно переиздают, причем каждая новая книга еще краше да эксклюзивней предыдущего! В скором будущем Джон Култхарт, о котором мы писали в предыдущем номере, проиллюстрирует «Дом в порубежье» для скандальных «Savoy». «Ночная земля» продолжает будоражить умы любителей мрачных приключений, и фанаты обсасывают текст, как могут – даже на русском языке в серии «Лучшее за год» публиковался рассказ «Неспящий в ночи», о похождениях во тьме двух парней, которые дружат, так сказать, «нежной» дружбой. А Мур включил Карнакки, героя серии рассказов Ходжсона, в свою Лигу Выдающихся Джентльменов. А вот теперь еще и полноценная комикс-адаптация.

Надо полагать, тандем Корбен-Ревелстроук за десяток лет успел сработаться до полного взаипонимания – за плечами у парней десяток лет совместные работы. Да и писал Ревелстроук исключительно для Корбена! Поэтому восе не удивительно, что вышедший в 2003 году «Дом в порубежье» получился так хорошо.

Прогуливаясь по древним развалинам над мрачным обрывом, двое друзей находят странный манускрипт, в котором описываются события в доме, который однажды стоял на этом месте. Рукопись страшная, фантастическая и невероятная – в ней идет речь о кошмарных свинорылых, тварях из других миров, которые угрожают нашей реальности; о сущности знакомых нам вещей, которая может проявить себя далеко не в лучшем качестве; об одинокой борьбе не только за свою жизнь, но и психическое здоровье человека, у которого практически не осталось надежды на спасение... Случились ли это все на самом деле, или это всего лишь чья-то злая шутка?

Графический роман «Дом в порубежье» – не просто текст Ходжсона в картинках. Хотя Ревелстроук очень бережно обошелся с оригиналом, он перенес находку манускрипта в 1952 год и «причесал» Ходжсона: сюжет стал более внятным, захватывающим, а концовка удивит даже тех, что сто раз перечитывал роман – автор обьясняет, что человек в Доме на Краю совсем не так прост! Его нахождение в Доме не случайно, он не просто игрушка в руках Космоса, а его миссия – весомей обычной человеческой жизни. Мотивация героя придает роману еще больший размах.

Если бы не чрезмерная карикатурность, Ричард Корбен был бы идеальным художником для «Дома». Как-то раз недавно почивший Мёбиус сказал, что «Корбен высится над нами подобно вершине с какой-то далекой планеты», и Дом у Корбена смотрится не менее внушительно, чем талант автора.

Поначалу фирменная гротескная манера художника может смотреться слегка непривычно, но когда начинает происходить чертовщина, Корбен показывает свою истинную мощь – фантазия бьет через край! Удивительно, сколь емкими могут быть пара штрихов – невольно вспоминается Майк Миньола, Фрэнк Миллер. Особенно выгодно смотрится контрастная игра света и тени, жонглирование яркими, психоделическими красками в духе буйных 70-тых – не раз и не два возникает ощущение, будто смотришь чей-то иллюстрированный бэд-трип. Что, нужно отметить, полностью соответствует духу романа. Очень удачно у Корбена получились эпизоды «экшена», которые и при чтении Ходжсона напоминали лучшие из игр в жанре «survival horror» – герой-одиночка с дробовиком против армии инфернальных чудовищ. И да вылетят мозги из проломленного черепа!

Единственное, чего не хватает – это сцен с Ареной и ее богами: в графическом романе о них упоминается лишь вскользь, ведь все внимание концентрируется на Доме и главном герое. И, все же, на 96 страницах Корбену с Ревелстоуку удается не только пересказать роман, но и рассказть свою, историю, не обидев поклонников оригинала, и, возможно, обратив внимание непосвященных на классику жанра. Их заслуги оценили по достоинству: в 2003 году «Международная Гильдия Ужасов» номинировали адаптацию на «Лучший графический роман года».

Как и «Ночная земля», «Дом в порубежье» выстоит под напором времени. И возможно, этот комикс – всего лишь ракушка на монументальной глыбе романа, он может стать для читателя началом длинного и увлекального пути по лабиринтам творчества двух талантливейших людей – Ричарда Корбена и Уильяма Хоупа Ходжсона.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх