Ужас Амитивилля / The Amityville Horror

США, 1979

Жанр: ужасы

Режиссер: Стюарт Розенберг

Сценарий: Сэндор Стерн, Джей Энсон

В ролях: Джеймс Бролин, Марго Киддер, Род Стайгер

Похожие фильмы:

Ужас Амитвилля (1979) 

В далеком уже 1977 году из-под пера сценариста и режиссера Джея Энсона вышла книга «Ужас Амитивилля: Правдивая история». В ней рассказывалось о семье Лутц, купившей великолепный особняк, продававшийся по цене куда ниже рыночной. Дело в том, что в нем было совершено ужасное преступление: молодой человек по имени Роналд Де Фео расстрелял из дробовика свою семью – сперва родителей, а затем младших братьев и сестру. На зверство двадцатилетнего юношу толкнули исполненные ненависти голоса, которые он часто слышал, находясь дома. Новые обитатели жилища смогли продержаться в нем всего двадцать восемь дней, после чего в ужасе сбежали. Позже, правда, выяснилось, что рассказанная Лутцами история – не более чем ложь, с помощью которой они надеялись поправить свое материальное положение.

Немного обидно, что столь интригующая городская легенда оказалась выдумкой, но свою службу она все же сослужила. Именно упомянутая книга легла в основу сценария фильма «Ужас Амитивилля», вышедшего на экраны в 1979-м и породившего целую франшизу, очередная часть которой выходит на экраны в этом году.

Ужас Амитвилля (1979)

Сюжет первой части довольно прост и почти дословно повторяет первоисточник: счастливое семейство въезжает в новоприобретенный дом, надеясь построить в нем свое счастье. О трагических событиях, произошедших в особняке несколькими годами ранее, супруги наслышаны, но не придают этому значения. Да и кто бы придавал, если говорить честно? Ведь из-за давнего несчастья цена особняка снижена на сорок тысяч долларов! Понимание того, что сделка была не такой уж удачной, приходит, когда на Лутцев начинают одна за другой сыпаться неприятности: священник, приехавший освятить дом, не способен пробыть в нем и минуты, двери и окна открываются и закрываются сами собой, дочь проводит целые дни, играя с воображаемым другом, а глава семьи все больше и больше замыкается, деградируя и превращаясь в точную копию Роналда Де Фео…

Действие в картине развивается медленно и неторопливо. Мистер Розенберг явно не хотел пугать зрителей, открыто демонстрируя мистику, хотя и позволял им видеть чуть больше, чем видят персонажи. Вместо этого он обстоятельно знакомит нас с жизнью каждого из героев, дает прочувствовать их переживания, шаг за шагом, сцена за сценой погружает в царящие в семье отношения. И все это на фоне детально проработанной обстановки старого особняка. Взгляд то и дело цепляется за милые сердцу хозяев статуэтки, картины и безделушки, большей частью не несущие никакой смысловой нагрузки, но заставляющие поверить в то, что герои именно живут в особняке, а не бродят среди декораций. И именно из-за того, что режиссер настолько глубоко погрузил зрителей в происходящее на экране, ближе к середине фильма начинает липкими волнами накатывать ужас. Иррациональный, даже немного постыдный для здравомыслящего человека, но ощутимый и явственный.

Ужас Амитвилля (1979)

Атмосфера дома, одержимого злом, передана великолепно, и в немалой степени этому поспособствовала игра актеров. Джеймс Бролин отлично исполнил роль медленно сходящего с ума отца и мужа, и в какой-то момент просмотра за остальных Лутцей становится искренне страшно. Кажется, вот-вот главный герой возьмет любовно заточенный топор, и пойдет крушить черепа тем же движением, которым только что разваливал на части обрезки древесных стволов. Марго Киддер, сыгравшая жену главы семейства, также великолепно справилась со своей задачей. Ее персонаж проходит весь путь от легкого беспокойства за супруга до готовности дать яростный отпор лишившемуся рассудка мужчине. И несчастной женщине, на глазах у которой рушится ее жизнь, действительно хочется сопереживать.

Отдельного упоминания достойна музыка, да и звуковая дорожка картины в целом. Во-первых, повседневные звуки, отлично воспроизведенные и также работающие на атмосферу – шорохи и скрипы старого здания, завывание ветра, удары грома… Во-вторых, в фильме никак нельзя пройти мимо саундтрека, над которым работал Лало Шифрин. В его послужном списке множество культовых и просто успешных лент. Идея озвучивать напряженные моменты детскими песенками, напетыми тоненьким голоском маленького ребенка, сам по себе не нова, но именно в «Ужасе Амитивилля» этот прием выглядит уместным как нигде. К слову, за музыкальное сопровождение «Ужас Амитивилля» был номинирован за премии «Оскар» и «Золотой глобус».

Ужас Амитвилля (1979)

Подводя итог, можно сказать следующее: «Ужас Амитивилля» – это как раз тот случай, когда мнения зрителей и критиков диаметрально противоположны. И пока вторые ругали ленту за излишнюю затянутость, практически полное отсутствие традиционных для хоррора элементов и гиперболизацию описанных в книге фактов, вторые активно голосовали за картину «рублем». Пора жарких споров осталась позади, и сегодня этот фильм – классика в лучшем смысле этого слова. Возможно, избалованному современными лентами зрителю он и не принесет того удовольствия, какое получали от него люди почти сорок лет назад, но ознакомиться с картиной стоит хотя бы для того, чтобы знать историю жанра.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх