DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Досадная мелочь

Муха / The Fly

США, 1958

Жанр: ужасы, фантастика, экранизация

Режиссер: Курт Нойманн

Сценарий: Джеймс Клавелл, Джордж Лангелаан (рассказ)

В ролях: Дэвид Хедисон, Винсент Прайс, Патрисия Оуэнс, Херберт Маршалл, Кэтлин Фримен

Похожие фильмы:

  • «Возвращение мухи» (1959)
  • «Проклятие мухи» (1965)
  • «Муха» (1986)
  • «Муха 2» (1989)

Муха 

Хелен Деламбре ночью убивает своего мужа, ученого Андре Деламбре, раздавив его прессом на его же фабрике, после чего звонит его брату Франсуа, совладельцу фабрики, сообщая об убийстве. Вызванному инспектору полиции Хелен подтверждает, что убила мужа, но она не убийца, а лишь выполнила просьбу супруга. Франсуа в недоумении, ведь семья его брата была идеальной. Они с Хелен любили друг друга, воспитывали чудесного сына Филиппа, были абсолютно счастливы. И вдруг – убийство. При этом Хелен ведет себя спокойно, нисколько не расстроена. Лишь появление в помещении мухи вызывает у нее страх и панику, желание тут же поймать муху и рассмотреть ее. Инспектор Шараз начинает расследование убийства, а Франсуа пытается узнать правду у Хелен, понять, что же на самом деле произошло в их семье и почему.

За свою режиссерскую карьеру Курт Нойманн поставил 68 картин, но именно «Муха», снятая уже к концу его жизни по рассказу Джорджа Лангелаана, стала самой кассовой в его карьере. Ее успех превзошел даже его знаменитую серию фильмов о Тарзане 40-х годов с олимпийским чемпионом по плаванию Джонни Вейсмюллером в главной роли, трофейные копии которой собирали полные залы в советских кинотеатрах после войны. Кроме того, «Муха» стала самым кассовым и самым популярным фильмом 1958 года. К сожалению, Нойманн умер вскоре после ее премьеры, так  этого и не узнав. Фильм занял достойное место в рядах классики американской кинофантастики, породив еще два продолжения, снятых на волне славы оригинала. Но вышедшее на экраны через год «Возвращение мухи» не смогло повторить успех первого фильма, а «Проклятие мухи», снятое в Великобритании Доном Шарпом в 1965 году, вовсе провалилось в прокате, и о нем быстро забыли. Затем Дэвид Кроненберг заново экранизировал рассказ «Муха», но это уже другая история. Фильм Кроненберга сразу стал культовым. Тем интереснее рассмотреть творение Нойманна, которое гораздо ближе к литературной основе.

Муха 

Начинается фильм как детектив, затем переходит в драму, а когда вместе с рассказом Хелен мы возвращаемся в недавнее прошлое, постепенно в эту драму вплетается фантастика. И доля фантастики все увеличивается, вытесняя драму и детектив на окраину сюжета. Ужаса как такового в фильме немного, особенно с точки зрения сегодняшнего дня. Лицо Андре после мутации скрыто под черным полотенцем, а руку-клешню он старается прятать. С начала воспоминаний Хелен нам достаточно долго показывают их идеальную семью – видимо, для того, чтобы понять всю глубину их трагедии, величину той утраты, которую повлекла за собой маленькая муха, случайно попавшая в камеру с ученым и смешавшая с ним атомы своего организма. Досадная мелочь, всего лишь муха, которую вовремя не заметили, привела к полному краху всего: семейного счастья, эксперимента, судьбы и даже жизни ученого. Не зря Хелен так боялась бурного развития прогресса, где очень много непонятного, а значит и опасного. Уже давно никого не удивляет радио, телевидение, которое передает информацию на далекие расстояния. Но передавать на любые расстояния предметы, животных, людей… Слишком невероятно! Не будет ли наказан Богом человек, решивший взять на себя его функции? Но Андрэ, в отличие от жены, считает, что Бог для того и наделил разумом человека, чтобы тот познавал тайны природы и созданного им мира.

Важно в азарте этого познания не забывать об осторожности и ответственности за свои действия и эксперименты, иначе не миновать беды. Именно эта мысль проходит красной нитью через весь сюжет. Как часто одержимые самыми благими идеями и планами ученые в своих экспериментах приходили к совершенно ужасным результатам, ставя мир на грань катастрофы тем, что в погоне за великими открытиями пренебрегали мелочами, казалось бы, несущественными. Морально-нравственными, например. Как легко Андрэ сажает в камеру дезинтегратора кошку, на свою беду зашедшую к нему в лабораторию, размазав ее на молекулы в неведомом пространстве Вселенной. Да не беда! Ну, не удался эксперимент, значит, надо исправить настройки и продолжать испытания на хомячке. При этом ему совершенно не жаль кошки, а о сыне, который в расстройстве ищет везде пропавшую любимицу, он даже не думает, поскольку не выходит из своей лаборатории, поглощенный наукой. Он очень любит жену и сына, но они существуют рядом с ним как нечто привычное, родное, которое есть и будет с ним всегда. Так ему казалось.

Муха 

Азарт и нетерпение ученого сыграли с ним злую шутку. Он не обращал внимания на мелочи, забыв об осторожности и о последствиях своих экспериментов, легко проводя их как с неодушевленными предметами, так и с живыми существами, не видя в них разницы и не заботясь об их судьбе, а лишь внося необходимые изменения в настройки. И только когда сам вдруг стал неудачным экспериментом, он осознал, насколько чудовищным может стать результат его работы, насколько огромна ответственность ученого за те открытия, что совершает он, удовлетворяя свое любопытство в попытке познания тайн Вселенной. Рассуждая о величии человеческого разума, бросающего вызов Богу, он позабыл о такой мелочи, как величие человеческой души, что очерчивает морально-нравственные границы личности, не позволяя переступать их, увлекшись чистой практикой. Для него что пепельница, на которой надпись после интегрирования оказалась написанной справа налево, что вообще исчезнувшая с воплями кошка, что хомяк – лишь объекты и результаты опыта, требующие поправки. Сначала деформации подверглась слишком прагматичная душа и мораль ученого, а потом мутировало и тело Андреа, смешав его молекулы с молекулам мухи, которую он вовремя не заметил. И счастливая жизнь превратилась в кошмар. Для всех.

Страх тут не в ужасной голове огромной мухи на человеческом теле, не в огромной черной клешне вместо руки. Тем более что сама трансформация не показана – только ее результат. А вот когда беззаботная жизнь становится психологическим адом, когда вздрагиваешь и замираешь от каждого жужжания залетевшей мухи, которую надо поймать, и среди множества мух надо обязательно найти ту, которая невольно приняла участие в эксперименте, как единственную возможность правильно разделить при телепортации молекулы и вернуть себе прежнюю жизнь, – это настоящий ужас. Тем более что именно эту проклятую муху найти и поймать почти невозможно. Между тем время идет, и разум мухи все больше в голове вытесняет разум человеческий, мешая адекватно мыслить и более-менее разборчиво писать, затрудняя тем самым общение с любящей и преданной, но уже такой далекой женой. Которая готова на все, чтобы спасти мужа, но надежды и возможности все меньше и меньше. И то, что когда-то было обожаемым мужем, превращается в странное и страшное существо. Этот ужас сравним только с ужасом несчастной мухи с человеческой головой и человеческим же разумом, которая запуталась в паутине и понимает, что смерть надвигается на нее в виде огромного паука, от которого не закрыться крохотной человеческой рукой. А уж ее тоненький и полный отчаяния человеческий крик о помощи – способен ли кто-нибудь услышать его и прийти на помощь?

Муха 

В июле исполняется 60 лет со дня премьеры «Мухи». Неплохая причина пересмотреть или открыть для себя фильм, который Стивен Кинг внес в список 100 наиболее значительных картин жанра ужасов с 1950 по 1980 годы.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)