ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Душераздирающая идиллия омских подворотен

Исполнитель: Гражданская Оборона

Название альбома: Оптимизм

Жанр: гаражный панк, пост-панк, ска-панк, нойз

Издатель: ГрОб-Рекордз, Хор, Мистерия звука

Дата выхода: 1985, 1988, 2006.

 Гражданская оборона - Оптимизм

Раннее творчество Егора Летова идеально подпадает под определение гремучей смеси артхауса и трэша (не путать с thrash metal) применительно к музыке. Посудите сами: нарочито грязное, режущее слух звучание, время от времени перемежающееся смелыми экспериментами, заставляющими некоторых считать Игоря Федоровича едва ли не первым русским индустриалищиком, кучерявый русский мат, то и дело сменяющийся цитатами из классиков, молодежно-панковский протест, плавно переходящий в глубокую психоделику, - этот список можно продолжать до бесконечности. Это адское месиво способно оказать на слушателя глубочайшее воздействие как на смысловом уровне, так и на уровне глубинных переживаний, осевших глубоко в подсознании, привлекая к творчеству и личности Летова повышенное внимание людей самых разный возрастов, политических убеждений и социального статуса.

Альбом, о котором пойдет речь сегодня, стал по сути дебютным для главного летовского проекта, группы «Гражданская Оборона», и в то же время в своем нынешнем виде он записывался в период с 1985 по 1988 годы – именно на этот временной промежуток и приходится первый этап творчества Гр.Об.

Можно сказать, что «Оптимизм» - это одновременно и предтеча, и квинтэссенция всех работ, относящихся к данному периоду. В результате, несмотря на не самое высокое качество исполнения, на нем практически нет проходных треков, и даже 36 секундное «Не надо» выглядит вполне самодостаточным элементом общей картины. А сама картина, как вы уже могли догадаться, выполнена в исключительно мрачных тонах.

Характерно, что агрессивная антисоветчина, частенько встречающаяся на летоваских работах 87-89 годов, на Оптимизме полностью отсутствует. Зато нигилизма, отрешенности и безысходности на диске предостаточно. Достаточно просто пробежать глазами по названиям треков: «Я бесполезен», «Я блюю на ваши дела», «Это не я».

Более глубоко и метафорично эта тема раскрывается в таких вещах, как «Кленовый лист», ставшая параллельно одним из первых примеров отечественного ска-панка, или «Собака», текст которой принадлежит, к слову, не Летову, а его давнему товарищу и соратнику Константину Рябинову, который и по сей день исполняет ее в рамках проекта «Кузьма и ВиртУОзы». Вообще, несмотря на то, что все основные вокальные партии на Оптимизме остались за Егором, Кузя УО успел принять участие в создании большинства треков с альбома. Возможно, именно этим объясняется несколько большая отрешенность с элементами юродства, характерная для данной пластинки по сравнению с более поздними работами ГО, где все песни исключительно летовские.

Откровенной грязи на альбоме также хватает, причем грязи изощренной. Чего стоит одно только шедевральное «Эй, бабища, блевани», положенное на вальс и плавно перетекающее в сюрреалистический коллаж. Ну и, конечно же, сам музыкальный фон неизбежно заставит вернуть назад свежепоглощенный обед утонченных ценителей изысканной мелодики и теплого лампового звука. Кстати, пусть вас не введет в заблуждение слово «ГрОб-студия», указанное как место записи большинства треков, поскольку под этим многообещающим термином скрывалась омская квартира Егора, где и осуществлялось таинство.

Впрочем, на самых первых работах ГО, к коим, помимо Оптимизма, относится записанный почти одновременно альбом «Поганая молодежь», прослеживаются параллели и с последним этапом творчества Игоря Федоровича, а именно идея существования личности вне пространства и времени. Не случайно на свой последний альбом Летов включил вещь «Снаружи всех измерений» с той самой Поганой Молодежи. С тем же успехом он мог бы перезаписать трек «На наших глазах», который не менее органично смотрелся бы рядом с «Психонавтами», «Сиянием», «Танцем для мертвых» и другими вещами с пластинки 2007 года.

В свете этого основная идея заглавного трека, коротко и емко описываемая цитатой «Скоро станет легко – мы скоро умрем», уже не выглядит столь мрачно, но вот задумывался ли об этом Летов образца 1985 года или это осознание пришло к нему почти 20 лет спустя, теперь остается только гадать.

А в отрыве от поздних работ ГО Оптимизм смотрится как яркий пример феномена, имя которому «русский панк», в равной степени преисполненного глубокого смысла, протеста и, конечно же, духовности. Кроме того, перед нами яркий пример работы, сделанной в буквальном смысле на коленке и, несмотря на это, самобытной, атмосферной и очень цепляющей.

  

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх