Stigmata/ Стигматы
США, Мексика, 1999
Жанр: триллер, детектив
Режиссер: Руперт Уэйнрайт
Сценарий: Рик Рэмэдж, Том Лазарус
В ролях: Патриша Аркетт, Гэбриел Бирн, Джонатан Прайс, Ниа Лонг
Похожие фильмы:
- «Изгоняющий дьявола» (1973)
- «Константин» (2005)
- «Последнее изгнание дьявола» (2010)
Жанр хоррор насчитывает десятки фильмов, темой которых является религия. Как правило, сценарий таких картин однообразен: есть древний демон/дьявол/дух/шайтан, который жаждет вселиться в кого-то и начать вершить зло, дабы ввергнуть мир в хаос. Есть и храбрый священник (католический, конечно), который спешит избавить мир от Зла. Подобные фильмы штампуются и по сей день. Тем интереснее рассматриваемая сегодня картина «Стигматы».
Фильм режиссера Руперта Уэйнрайта и сценаристов Рика Рэмэджа и Тома Лазаруса вышел в 1999 году. Команда не столь примечательная, интерес вызывает лишь продюсер фильма Фрэнк Манкузо-младший, приложивший руку к франшизе «Пятница 13-е». А вот перед камерой собралась компания интересная, в особенности Гэбриел Бирн (актер не ассоциируется с ужасами напрямую, но если пересчитать культовые триллеры и хорроры, где он снялся, то пальцев на руках не хватит) и Джонатан Прайс в привычной скользко-злодейской роли. А в центре – Патриша Аркетт, про которую многие забыли. А ведь дама снялась в одной из лучших частей «Кошмара на улице Вязов» (третьей, если что), побывала классической блондинкой Дэвида Линча и даже получила премию «Оскар». Не за этот фильм, конечно, но все же.
В центре сюжета – отец Эндрю, больше исследователь, чем священнослужитель. В свое время Эндрю был ученым-биологом, но, решив, что не все в мире можно объяснить наукой, сменил белый халат на сутану. Однако, не растеряв своей жажды к познанию, Эндрю так достал всех в Ватикане, что руководство стало отправлять его в командировки по всему миру, дабы он выяснял обстоятельства произошедших чудес и пресекал их фальсификацию. Одним из таких чудес явилась мироточащая статуя Девы Марии в одной бразильской церкви. Причиной чуда стала смерть отца Аламейды.
Один из местных, видимо убежденный атеист, крадет четки покойного отца и продает их туристке из США. Та посылает их своей дочери Фрэнки, далекой от религии девушке, любящей в свободное от работы время предаваться (практически) всем семи смертным грехам. После получения подарка от матери с ней происходит божественная чертовщина: на теле начинают последовательно появляться раны распятого Христа, те самые стигматы. Ватикан вновь отправляет отца Эндрю разобраться. Не сразу найдя общий язык, Эндрю и Фрэнки вместе пытаются понять причину «стигматизации» последней.
Фильм пытается казаться очередным триллером об одержимости, но при этом переворачивает концепцию с ног на голову. Героиня одержима отнюдь не злобным демоном, а антагонистом выступают не силы Ада, а закостенелая церковь с ее догмами и сытыми священниками. Смысл фильма одновременно и на поверхности, и зарыт глубоко. Он вовсе не о каком-то метафорическом зле, а о вполне реальном: жадности, коррупции, – и о том, на что готовы власть имущие, чтобы сохранить свою власть. Вместе с тем в фильме прямо говорится (не столько персонажам, сколько зрителю): Бог только в тебе, а не в зданиях из дерева и камня. Попытка изобразить злом католическую церковь – смелый ход, заслуживающий похвалы. Странно, что фильм не пытались запретить. Но, видимо, Бог покарал его слабыми сборами и прохладной критикой.
При просмотре безошибочно понимаешь, что фильм прибыл прямиком из девяностых. Операторская работа, монтаж, визуальные эффекты – как будто создатели открыли книжечку «Как снимать фильмы в духе девяностых» и пошли строго по ней. Визуал местами напоминает такие, казалось бы, непохожие картины, как «Блэйд», «Хищник 2» и «Ворон». Солнечные и неоновые восьмидесятые позади. Им на смену пришли неонуарные и «дождливые» девяностые.
Подытоживая: «Стигматы» – отличный фильм, рассказывающий нетривиальную историю, завернутую в обертку рядового «экзорциста». Смотрите вдумчиво.
Комментариев: 0 RSS