DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Эта музыка будет вечной

Проклятие дудочника / The Piper

США, 2023

Жанр: ужасы

Режиссер: Эрлингур Тороддсен

Сценарий: Эрлингур Тороддсен

В ролях: Шарлотта Хоуп, Джулиан Сэндс, Оливер Сэвелл, Кейт Николс, Филипп Кристофер, Саломе Чандлер и другие

Похожие фильмы:

  • «Звонок» (1998)
  • «Слендермен» (2018)
  • «Пустой человек» (2020)

В поисках источников вдохновения авторы хорроров зачастую обращаются к истории. Всякие старинные легенды, древние артефакты, «преданья старины глубокой» — все это отлично укладывается в прокрустово ложе сценарной необходимости. Культовые и классические «Зловещие мертвецы» (1981) Сэма Рэйми плотно завязаны на древнем фолианте, откопанном и переведенном археологами.

Менее популярной периодически всплывающей темой является обращение к искусству как таковому. Проклятые картины, одержимые художники, запретные рукописи — даже зловещие скульптуры в лице Плачущих ангелов прокрались на экраны. И если с изобразительным искусством (включая каляки-маляки одержимых детишек) все просто, то есть еще вид искусства, чуть менее понятный широкому большинству и более загадочный по своей природе. Речь, конечно же, о музыке — ее можно играть, ее можно писать, ею можно наслаждаться.

Сама природа музыки, особенно для непосвященных и лишенных музыкального слуха, является куда более таинственной, нежели остальная творческая деятельность человека. Хотя бы потому, что одних музыкальных инструментов существует великое множество, а вместе с ним и способов донести эту самую музыку до слушателя. Хватает и мистических баек о ней – от легендарного Паганини, якобы продавшего душу Дьяволу за мастерство игры на скрипке, до существования мелодий, способных влиять на человеческий разум, вплоть до подчинения его своей воле.

Собственно, последнему аспекту как раз и посвящен фильм «Проклятие дудочника». В основу картины легла древняя легенда о Пегом дудочнике, более известном как Гамельнский крысолов. Согласно сказаниям, в XIII веке крысолов избавил немецкий город Гамельн от нашествия крыс, играя на дудочке — зачарованные музыкой грызуны покорно следовали за ним, пока не утонули в реке. Но когда музыкант вернулся в город за обещанной платой, власти обманули его. В наказание крысолов опять наиграл свою мелодию, но теперь увел за собой ровно 130 детей — и больше их никто не видел.

Согласно сюжету фильма, данная легенда послужила источником вдохновения для написания музыкального концерта для детей. Однако во время первого исполнения композиции оркестром в здании случился пожар — погибла куча народу, включая детей, тела которых так и не были найдены. В шоке от случившегося композитор уничтожает все партитуры концерта, но одна копия все-таки остается.

Спустя 50 лет, аккурат под годовщину трагедии, новый дирижер желает исполнить данный опус, дабы почтить память почившей композиторши. Плевать, что она погибла в огне, пытаясь сжечь последнюю копию — на поиски нот отправляется амбициозная флейтистка Мэл, по совместительству мать-одиночка и главная героиня картины.

Авторство произведения лежит на совести сценариста и режиссера Эрлингура Тороддсена, кинематографиста из Исландии, которого нельзя назвать новичком в индустрии, хотя ничем выдающимся он себе портфолио пока что не подпортил. Не исключено, что «Проклятие дудочника» на данный момент является пиком его творчества.

С точки зрения подачи материала, сюжет развивается согласно всем классическим канонам жанра. Сперва чувствуется флер детективной истории: никакой конкретной мистики, одни жуткие байки, россказни да череда загадочных совпадений. Мэл методично копается в прошлом, в том числе в вещах почившей музыкантши, собирая материалы. Найденный нотный стан частично обгорел, что вынуждает девушку лично закончить композицию, основываясь на собственных интуиции и чувстве прекрасного.

При этом первая часть работает как надо: атмосфера, не опираясь на банальные скримеры и откровенную жуть, медленно, но верно нагнетается. Ощущение неумолимого проклятия постепенно охватывает всех причастных, а вместе с ним погружает и зрителя в пучину отчаяния и страха. Но вот третий акт срывается «галопом по Европам»: откровенная одержимость выходит на первый план, изящность саспенса уступает место открытому противостоянию, а взамен выстраиваемой атмосферы на первый план выходит сам инфернальный дудец. Кому-то такая развязка может показаться слишком сумбурной и даже немного примитивной.

В целом «Проклятие дудочника» — это хороший, добротный ужастик, заходящий на территорию классических приемов с нестандартного ракурса. Конечно, мастерство исполнения не везде выдерживает максимального градуса, и стопроцентным шедевром картину не назвать, но старание создателей нивелирует большинство недостатков, за которые можно предъявить. В эпоху безыдейных соевых поделок и такой набор достоинств — уже достижение.

Плюс это одна из последних ролей трагически погибшего Джулиана Сэндса, блистательно сыгравшего дирижера. Чем не повод почтить память актера?

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)