ФОБИЯ

Экстро / Xtro

Великобритания, США, 1982

Жанр: триллер, фантастика, ужасы

Режиссер: Гарри Бромли Девенпорт

Сценарий: Иэн Кэсси, Роберт Смит, Гарри Бромли Девенпорт, Мишель Парри

В ролях: Филип Сайер, Бернис Стиджерс, Дэнни Брайнин, Мэриам Д`Або, Саймон Нэш

Похожие фильмы:

Экстро 

Большой коммерческий успех «Чужого» Ридли Скотта убедил продюсеров, что злобные пришельцы, бороздившие просторы экранов в 1950-е, а потом уступившие место привидениям, зомби и маньякам, по-прежнему интересны зрителю. Любопытно также, что в 1982 году вышли сразу 3 фильма на инопланетную тему, которые со временем обрели статус культовых. Первый – ­это сказка Стивена Спилберга «Инопланетянин», где встреча с внеземным разумом прошла исключительно мирно. Напротив, это пришелец, оказавшись в чуждой среде на Земле, абсолютно беспомощен и нуждается в защите. Второй фильм – легендарное «Нечто» Джона Карпентера, «благодаря» ленте Спилберга потерпевшее сокрушительный провал в прокате. А третья история вышла в малобюджетном кино и получила странное название «Экстро». Режиссер Гарри Бромли Девенпорт – англичанин, поэтому премьера его фильма состоялась на родине. Английский хоррор не мог в то время похвастаться обилием натуралистичных хорроров, оттого «Экстро» вызвал у зрителей шоковый эффект.

Девенпорт начинал как ассистент Николаса Рэя, весьма серьезного постановщика, автора бессмертного «Бунтаря без причины». Он и сам в дальнейшем не раз обращался к остросоциальным темам, взять хоть его фильм «Пересмешник не может петь». Однако в истории жанра он остался, прежде всего, как автор трилогии «Экстро», весьма, впрочем, условной франшизы, где части слабо связаны друг с другом. Хотя лучше сказать так: связь есть, но исключительно коммерческая. Однако в одну реку нельзя войти дважды (тем более, трижды), а потому созданные после долгого перерыва сиквелы не принесли режиссеру ни денег, ни славы и быстро канули в лету.

Экстро 

Человечество еще со времен Герберта Уэллса не ждало от встречи с инопланетным разумом ничего хорошего. Во многом в этом привычном сейчас фантастическом сюжете реализовался древний страх человека перед представителями чужого племени. Вот и Гарри Бромли Девенпорт, в противовес гуманистической фантастике Стивена Спилберга, был убежден, что инопланетяне заинтересованы в людях исключительно как в подопытных свинках. Весьма не новая трактовка, но в фильме Девенпорта она получила действительно достойное воплощение.

Итак, жила-была семья, у которой было все хорошо: они строили планы на будущее, растили ребенка. Но однажды отца семейства забрали пришельцы буквально на глазах у сына. Мать не поверила в историю о похищении (ну а кто поверил бы) и решила, что муж ее бросил. И лишь маленький сын всегда знал, что папа вернется.

Режиссер как будто специально, дабы отпугнуть случайных зрителей, самые шокирующие сцены помещает в начало фильма, и среди них особенно выделяется тошнотворный эпизод рождения пришельца женщиной. Да и вообще по части насилия постановщик проявляет изобретательность. Кровавые перформансы сменяют друг друга, словно в калейдоскопе монтажа аттракционов Сергея Эйзенштейна, так что становится даже неловко искать логику в действиях пришельцев. Тем более режиссер включает в действие сюрреалистические образы: сны, видения, предчувствия. Реальность становится почти неотличимой от кошмара, а единственный свет в конце тоннеля – лишь тусклый отблеск огней летающей тарелки.

Экстро 

Интересно, что на роль матери режиссер пригласил Бернис Стиджерс, ранее игравшую в дебюте Ламберто Бавы «Макабро». Ведь оба фильма похожи в том, что тайны прошлого воскресают из небытия и уничтожают прежде счастливую семью.

Конечно, режиссер далек от психологической трактовки ситуации появления будто бы умершего отца в жизни сына и бывшей жены, у которой к тому времени появился новый сожитель. Радость ребенка от встречи с отцом вскоре сменяется страхом, когда он начинает замечать странности в его поведении. А Гарри Девенпорт прибегает к, возможно, спорному приему, обращая в инопланетянина и мальчика. Поскольку игра в Хичкока в конкретном случае очень бы подошла, так как заставила бы зрителя сочувствовать ребенку, вдруг обнаружившему зло под личиной своего отца.

Впрочем, постановщик не планировал создавать триллер или психологическую драму. Он поставил перед собой задачу погрузить зрителя в состояние животного ужаса. В его фильме кровавые сцены подчас откровенно гротескны, а разбушевавшаяся фантазия автора совсем не знает меры. Оживающие игрушки, материализующиеся звери, коконы, из которых вылупляются отвратительные инопланетные монстрики. Никакого хеппи-энда изначально не предусматривалось, так как люди явно лишь пища на этом празднике плоти и крови.

Экстро 

Конечно, ряд спецэффектов уже безнадежно устарел, но ничуть не утратила своего дьявольского шарма атмосфера натуралистично-кровавого беспредела, в которую безжалостно погружает осмелившегося увидеть «Экстро» зрителя предприимчивый режиссер. И, несмотря на явный перебор в живописании инопланетных ужасов, в лучших сценах самого известного фильма Девенпорта возникает тревога за будущее всей Земли, если на нее положат глаз инопланетяне. Не зря в «Нечто из иного мира» герой предупреждал: «Следите за небом».

Ведь там, за белыми облаками, в безвоздушном пространстве, стоят наготове бесчисленные корабли. Пришельцы следят за нами, изучают нас, оплодотворяют паразитами, чтобы, возможно, проверить, смогут ли они, космические странники, маскироваться под людей, незаметно порабощая весь мир. И люди, что самое страшное, сами помогают им истреблять себя, не желая замечать странности в поведении вернувшихся родных. Любовь, привязанность, грусть разлуки – все используется против нас. И возникает закономерный вопрос – выживет ли человечество?

Экстро

Оставьте комментарий!

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

(обязательно)

⇧ Наверх