DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Игра с классиками

Тёмная сторона игры (авторский сборник)

Автор: Василий Щепетнёв

Жанр: пастиш

Издательство: Престиж Бук

Год издания: 2014

Похожие произведения:

  • Ким Ньюман «Собака Д`Эбервилей» (роман)

  • Борис Акунин «Азазель» (роман)

  • Александр Грин «Крысолов» (рассказ)

  • Александр Богданов-Малиновский «Красная звезда» (роман)

Антон Чехов и Артур Конан Дойл, Эдгар Берроуз и Алексей Толстой... Все смешалось на страницах многими ожидаемого авторского сборника Василия Щепетнёва «Темная сторона игры». И слово «смешалось» здесь употреблено отнюдь не в уничижительном значении. Ведь чтобы сыграть на равных с признанными классиками, надо обладать не только здоровой наглостью, но и изрядным мастерством. Щепетнёв — игрок серьезный, и партии, которые он разыгрывает на страницах романа и повестей, включенных в сборник, если и не войдут в учебники по шахматной стратегии, то во всяком случае обязательны к включению в справочники по истории литературы рубежа XX-XXI веков.

В книгу вошли две повести («В ожидании Красной Армии» и «Марс, 1939») и роман в новеллах, заглавие которого использовано в названии сборника «Тайная сторона игры, или Подвиги Арехина». Главные герои произведений — земский врач, сотрудник московского уголовного сыска и капитан тайной полиции. Объединяет столь разных по роду занятий героев одно немаловажное качество — они профессионалы. Плюс отстраненный взгляд на события, участниками которых они становятся по воле автора, и «хаусовский» взгляд на жизнь. Правда, в отличие от сериального доктора, мнение об окружающих герои Щепетнёва держат при себе. Они вообще не очень склонны делиться своими умозаключениями. Еще одной чертой, роднящей эти тексты, становится детективная интрига, которая движет сюжет. Непонятные убийства в небольшом поселке («В ожидании Красной Армии»), мистические преступления в альтернативной Москве первой четверти XX века («Тайная сторона игры»), случай «вредительства» в колонии на Марсе («Марс, 1939»). Но автора интересуют не только и не столько «приключения тела»: его внимание сосредоточено скорее на исследовании человеческой натуры и социума. С бесстрастностью патологоанатома Щепетнёв препарирует те стороны человеческой души, которые не принято выставлять напоказ. Подобно Диогену из Синопа, автор с фонарем заглядывает в самые дальние, заросшие паутиной уголки в поисках человеческого в людях и обществе. Равнодушие, трусость, фанатизм, снобизм, почти «уидоновская» непробиваемость и кровожадность любой государственной системы — вот что высвечивает «щепетнёвский фонарь».

Чеховская безысходность и дойловская отстраненность в сочетании с авторской ироничностью и некоторым литературным снобизмом, отточенная стилистика и легкость языка создают удивительную комбинацию... При общей атмосфере безнадежности, пронизывающей произведения сборника, умело подогреваемой «хичкоковским» саспенсом, не возникает ощущения, что выхода нет. Автор рисует не ад, а только его преддверие. Еще не произнесено «мене, текел, фарес». Именно это ожидание навевает иномирную жуть, которой сочится буквально каждая строчка.

Что ж, можно сказать, эту игру с классиками Щепетнёв провел на высоком уровне. Количество аллюзий и реминисценций на страницу текста, отсылок к произведениям признанных мастеров и сюжетам современной нам массовой культуры даст фору иному «боллитровскому» роману и позволит вдумчивому читателю провести не один приятный вечер, разгадывая лингвистические ребусы. Но ведь профессионализм писателя определяется не столько количеством бумаги, которая пошла на издание и мнением компетентных литературных критиков, сколько желанием читателя раз за разом возвращаться к полюбившимся текстам.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)