DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Искусственный интеллект как источник страха

В истории человечества были такие темы, которые всегда сопровождали нас на протяжении многих веков. Одна из самых пугающих и одновременно завораживающих – создание искусственной жизни. Религия учила, что это прерогатива Бога, но сотни умов бесконечно бились в попытках обойти запреты. Их работы находили свое отражение в алхимии, биологии и философии, переплеталась с разными науками, создавая новые дисциплины и завораживая людей. Во многих культурах мира так или иначе, но есть истории о создании новой жизни.

В большинстве своем это опасная черная магия, которая практически наверняка не принесет ничего хорошего человеку. Однако есть легенды представляющие куда более глубокое видение искусственной жизни, например, мифическое антропоморфное существо Голем в еврейской мифологии. Голем создается из глины для выполнения конкретного поручения, чаще всего – это защита общины, но нередко в мифах встречается и то, что для выполнения своей цели он переступает человеческие законы и встает над ними.

Однако есть история более актуальная и наверняка знакомая каждому любителю фантастики. Английская писательница Мэри Шелли в начале XIX века издала произведение, которое не теряет актуальности до сих пор. В нем ученый Виктор Франкенштейн постиг тайну зарождения жизни и сумел оживить безжизненную материю, но итог, последовавший за этим, оказался ужасен. Прошло уже более двух веков, а до сих пор роман остается одним из самых востребованных в рамках рассуждений об искусственной жизни. Но давайте обратимся к современности, ведь XX и идущий XXI века показали нам, что создание искусственной жизни действительно возможно. Более того, возможным оказалось и создание полноценного искусственного интеллекта, который превосходит возможности человеческого мозга во много сотен, а то и тысяч раз. Это и не снилось нашим далеким предкам, которые в современных реалиях наверняка отбросили бы разлагающиеся части трупов и глину, начав делать нового человека из титана и хрома.

Искусственный интеллект – это технология, которая позволяет компьютерам и программам обучаться и принимать решения, используя данные и алгоритмы. Благодаря искусственному интеллекту поисковые системы могут предоставлять более точные и релевантные результаты поиска. ИИ может упростить рутинные задачи, такие как обработка больших объемов данных, классификация информации и мониторинг социальных медиа. Кроме того, ИИ может помочь в обнаружении и предотвращении кибератак, а также в защите от мошенничества и фишинга. Сейчас активное применение находит метод нейронных сетей. Одним из главных достоинств нейросетей (если рассматривать в сравнении с человеческими художниками) является их способность создавать произведения искусства с высокой степенью точности и детализации. Например, нейросети могут создавать фотореалистичные портреты или ландшафты, которые могут быть почти неотличимы от фотографий. Кроме того, нейросети могут быстро обрабатывать большие объемы данных и использовать эту информацию для создания произведений искусства. Это позволяет им создавать произведения с высокой степенью детализации и сложности, которые могут занять для человека много времени и усилий.

Еще десять лет назад интернет был другим. Сегодня, открывая страницу любого крупного Телеграм-канала, вы увидите, как десятки ботов оставляют сообщения в первые же секунды после публикации новостей. Заглянув в арт-раздел какого-либо тематического сообщества — гарантированно найдете работы нейросетей, что обучались на основе творческого опыта реальных людей. В общем-то… весь прошлый абзац тоже написан компьютером в качестве эксперимента. В какой момент ИИ окончательно установит свое совершенное доминирование над всеми областями человеческой деятельности?

Итак, после очень длинного предисловия DARKER предлагает читателям рассмотреть роль искусственного интеллекта на примере хоррор-видеоигр. И рассматривать мы его будем в двух направлениях.

Искусственный интеллект как триггер

Пожалуй, самое банальное, что можно представить, — это видеоигры, где искусственный интеллект играет роль сюжетного триггера. Что думает по этому поводу ChatGPT?.. Поначалу нейросеть не хотела представлять нам список таких игр, руководствуясь тем, что создана нести людям лишь положительный контент. Однако, дважды переформулировав вопрос, мы этот список все же получили. И первым был проект, как ни странно, небезызвестной Frictional Games — хорошо знакомая нам SOMA. Действительно, это, пожалуй, один из лучших представителей жанра ужасов, где искусственный интеллект является лейтмотивом всего повествования.

Копии и переносы сознания пугают сами по себе. Тяжело представить, каково это — осознавать, что ты лишь искусственная подделка. Добавьте к этому обезумевших роботов из синтеза органики и технологий. В SOMA мы вынуждены искать хоть какую-то надежду на спасение, несмотря на то, что причиной такого отчаянного положения стал не ИИ сам по себе, а комета, упавшая на Землю. Постпроцессы деформации ИИ в реалиях изменившегося мира пробирают до костей.

Следующей по списку идет Observer от польской студии Bloober Team, которая удивляет своим футуризмом, детективной составляющей и всепоглощающей апатией. Лор Observer интересен сам по себе, однако на первом плане — личная история детектива, который вынужден отправиться в Богом забытые трущобы Кракова, чтобы спасти своего сына. Observer действительно может напугать, и по большей части не дешевыми монстрами (хоть тут и есть такой), а грамотно выверенной атмосферой, саспенсом и тяжелейшей сюжетной развязкой. Она чем-то схожа с SOMA и в основе своей имеет всю ту же идею копирования личности и сознания, однако ставит перед нами совсем другие вопросы. На примере двух этих проектов прекрасно разбирается этический вопрос развития ИИ, и оба они рекомендуются к обязательному ознакомление, если вам импонирует данная тема.

А вот в дилогии System Shock игроку предстоит столкнуться с искусственным интеллектом, который представляет опасность не столько для отдельно взятого человека, сколько для всего человечества. И вопрос здесь по большей части далеко не в этике, а именно в рациональной опасности. SHODAN обладает жесткостью и бескомпромиссностью, управляет роботами и мутантами, ставит ловушки, блокирует пути, вынуждает сознание игрока выходить в виртуальное пространство. System Shock считается одной из самых тяжелых в освоении видеоигр, но сеттинг космической станции, находящейся под контролем ИИ, цель которого — уничтожитт людские города и стать Богом, вызывает интерес и по сей день. Причем все по вине непосредственно самого протагониста-хакера, который, взломав систему и отключив мораль ИИ, привел станцию к таким печальным последствиям.

Во второй части серии появляется другой искусственный интеллект, но и SHODAN не уходит на второй план, а поглощает ресурсы конкурента и вступает в схватку с игроком. Прямо противоположное видение системы ИИ в сравнении с двумя предыдущими проектами, но наиболее разумное. Мы не можем рассчитывать на то, что высокоразвитый искусственный интеллект будет похож на наш. Речь о том, что совсем далеко за рамками копии человеческого сознания и личности.

Мир под властью ИИ нам показывает замечательное (больное) произведение, основанное на одноименном рассказе американского писателя Харлана Эллисона, – I Have No Mouth, and I Must Scream. Проект «У меня нет рта, но я должен кричать» является не чем иным, как легендарным графическим квестом 1995 года выпуска за авторством студии The Dreamers Guild при участии самого Эллисона. Сюжет повествует о суперкомпьютере А.М., который полностью уничтожил все человечество. Сам же он появился в результате слияния трех отдельно взятых ИИ, которые были разработаны США, Россией и Китаем. Несмотря на то, что человечество было полностью уничтожено, А.М., проникнувшись абсолютной ненавистью к своим создателям, сохранил жизни пяти людям для вечных пыток и истязаний, которые они испытывают вот уже более сотни лет.

Собственно, за этих персонажей нам и предстоит погрузиться в игровой процесс, свойственный классическим графическим квестам (головоломки, задачки на смекалку и т. д.), ведь, как заявляет при запуске игры сам А.М., он приготовил для нас приключение «лопающихся глазных яблок, вываливающихся потрохов и запаха гниющих гардений». Каждая история уникальна, моментами они переплетаются и позволяют подробно узнать пороки протагонистов. И, что удивительно, тут даже можно увидеть положительный финал — ну, если постараться. Сама же игра, как и оригинальное произведение, прекрасно передает угрозу, исходящую от суперкомпьютера, который может служить образом абсолютного тотального контроля и даже заменить человеку Бога. Чем-то А.М. схож с SHODAN, разве что вызывает куда больший ужас.

Зачастую в видеоиграх по направлению ужасов рассматриваются сценарии, родственные этим четырем проектам. Тем не менее одно дело, когда искусственный интеллект является частью сюжетной истории, но другое — когда он реален, пускай и существует в рамках видеоигр, являясь лишь условностью геймплея.

Искусственный интеллект как игровая условность

Например, F.E.A.R.

Проекту, как говорится, сто лет в обед, но ИИ противников может удивить многих геймеров и сегодня. Враги отстреливаются, прячутся за укрытиями, переговариваются по рации, паникуют, угрожают, пытаются обойти игрока со спины и флангов. Стычки в F.E.A.R. – это практически всегда творчество… Кровавое и безумно красивое.

Но чем может напугать нас искусственный интеллект помимо того, что способен устраивать тактические маневры в бою? Все просто: представьте, что он научился охотиться на игрока и использовать для этого всю внутриигровую среду — звуки шагов, неосторожно брошенных предметов, стрельбу и т.д. Такие проекты есть, и они довольно популярны — уже ставшая практически классикой Alien: Isolation вновь и вновь фигурирует в наших статьях на протяжении многих лет.

«В игре Alien: Isolation ИИ используется для создания уникального и непредсказуемого опыта выживания в космической станции, где игроки играют за дочь Эллен Рипли. Игроки должны избегать опасностей, таких как ксеноморф, используя свои навыки и инструменты, чтобы выжить. ИИ в этой игре создает уникальные сценарии, которые заставляют игроков чувствовать страх и тревогу, так как ксеноморф может появиться в любой момент и атаковать игрока» – ChatGPT

И эта система нравится игрокам, что доказывает вышедшая совсем недавно Amnesia: The Bunker. Как устроена эта система, мы разбирали в отдельной рецензии. Если вкратце: противник реагирует на изменения в пространстве, звуки и поведение игрока.

Программа, которая играет с нами, а не мы с ней, пугает сама по себе. Однако тяжело представить себе эволюцию этого направления, разве что полноценное погружение в VR и устройства, которые будут считывать не только внутриигровые действия, но и поведение самого игрока в реальной жизни. Пульс? Почему нет? Окружающие звуки? Сейчас это все не имеет широкого распространения, хотя прецеденты в индустрии имеются и с развитием искусственного интеллекта его возможности по считыванию нас будут только возрастать.

В свою очередь, существует еще одна форма, когда ИИ играет с пользователем, — это разрушение четвертой стены. Самый яркий пример — Doki Doki Literature Club!, которая не просто пытается доказать игроку, что живая, но и взаимодействует с файлами его операционной системы, высчитывает даты, имя пользователя и сама изменяет свои файлы. Конечно, по большей части это лишь иллюзия ИИ, построенная на скриптах, однако в теории с развитием нейросетей вполне реально создать программу, которая будет способна к этому сама, причем полностью осознавая, что делает и какие цели преследует.

Боязнь искусственного интеллекта связана с неопределенностью, потерей рабочих мест, угрозой безопасности, потерей контроля и этическими вопросами. Искусственный интеллект в видеоиграх имеет особое значение и отвечает за многие элементы программы. Он может адаптироваться под действия игрока, молниеносно реагировать и просчитывать любые изменения, менять файлы системы и т.д. Использование ИИ в хоррор-играх позволяет создавать уникальные и непредсказуемые сценарии, которые заставляют игроков чувствовать страх и напряжение. Это делает игры более интересными и захватывающими, что привлекает большое количество игроков.

Как мы уже сказали, развитие нейросетей способно представить нам совершенно новые достижения. Но если ИИ будет развиваться по паттернам, заложенным в соответствии с мрачными элементами всеми нами любимого жанра, то к чему все это может привести в итоге? Этот вопрос остается открытым.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)