DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Клыкастый подросток нескольких веков от роду

«Женевьева Дьедонне» — цикл романов, номинально относящийся к миру «Warhammer fantasy», и написанный Джеком Йовилом — под личиной которого скрывался Ким Ньюман. Если честно, то цикл этот — вещь довольно безумная, проект из тех, что возникают довольно редко. Поэтому, прежде чем рассмотреть результат этого сотрудничества, стоит немного объяснить, кто есть кто.

Итак, Ким Ньюман — известнейший критик жанрового кино, занимающийся фильмами ужасов и сопредельными им территориями, попутно — специалист по викторианской литературе. И, разумеется, писатель, в творчестве которого нашли блестящий выход обе эти страсти. Самое известное его произведение, пожалуй, пресловутая «Эра Дракулы» — постмодернистская фантазия о викторианском Лондоне, в котором правит Дракула, победивший своих врагов и женившийся на королеве. Быть вампиром — престижно и полезно для карьеры, хотя недовольные, разумеется, найдутся. Более того — по улицам этого Лондона тоже ходит Джек-потрошитель, но его личность и мотивация — довольно необычны, даром, что этот маньяк кем только ни оказывался в массовой культуре. Интересно и то, что читатель знает личность убийцы едва ли не с первых страниц, а вот герои разгадают тайну только ближе к финалу.

И вот, этот необычный писатель берется за то, что сейчас, не без оттенка презрения, именуют «проектной литературой»: за книги по мотивам игровой вселенной «Warhammer fantasy». Правда, он воспользовался псевдонимом Джек Йовил, но личность автора давно уже общеизвестна. К тому же, стоит учитывать, что первая книга о Женевьеве Дьедонне вышла за несколько лет до той же «Эры Дракулы» — это было одно из первых опубликованных произведений будущего классика, на тот момент уже хорошо известного как критик. Одна из его нехудожественных книг была написана в соавторстве с Нилом Гейманом, другая — со Стивеном Джонсом.

«Warhammer fantasy» — настольная игра, которую можно считать ведущей в своем жанре: это, пожалуй, самый известный и «долгоиграющий» фэнтези-варгейм. К этой настолке выпускалось масса сопутствующих товаров: комиксов, художественных и нехудожественных книг. Ким Ньюман — один из первых авторов, которых позвали писать для этой серии и, пожалуй, самый известный писатель, над ней поработавший: остальные, по большей части, популярны только в пределах поклонников «Вархаммера».

Впрочем, подход Ньюмана в написанию этих книг оказался довольно необычен: во-первых, к хоррору они имеют гораздо большее отношение, чем к фэнтези — тем паче, что главной героиней писатель, неравнодушный к теме кровосов, сделал вампиршу. Во-вторых, пользуясь тем, что фирма Games Workshop, создатель этой игры, не слишком сильно его ограничивала, Ньюман творил, что хотел. По большей части, как и любые новеллизации, книги по «Warhammer fantasy» призваны воссоздать, в той или иной мере, ощущения от оригинала. В цикле о Женевьеве Дьедонне напрочь нет масштабных боевых сражений, рассказов в войнах — как правило, события оказываются более или менее камерными. Более того, самих примет вымышленного мира, в котором происходит действие книги, не так уж много. Вампиры в рамках «Вархаммера» — чаще всего представители зловещего семейства фон Карштайнов, обитающих в стране под названием Сильвания. На худой конец — знаменитая Неферата, царица и первая вампирша. Женевьева Дьедонне — девушка из Бретонии, которую несколько сот лет назад обратили в вампиршу. Ее образ практически лишен зловеще-элегантных ноток, присущих Графам-Вампирам «Вархаммера» — для них, знаете ли, заваленная трупами телега, влекомая полуразложившимися зомби — нормальная часть армии. С другой стороны, ничего специфически бретонского в образе Дьедонне тоже нет. Надо, к слову сказать, учитывать, что в данном случае Бретония — не провинция Франции как таковая, а отдельная страна, напоминающая по атмосфере артуровские мифы: за ее честь сражаются рыцари Грааля, поклоняющиеся Прекрасной Даме, а магическую поддержку им может оказывать фея.

Ким Ньюман рассказывает совершенно иные истории. К примеру, первый роман цикла «Дракенфелс» начинается как типичная история в духе «Dungeons and Dragons»: группа «приключенцев», в которую входит и наша вампирша, штурмует замок злобного колдуна. Уже здесь таится сюрприз: описание битвы с чародеем, то, что стало бы кульминацией в любом произведении этого жанра, автор ненавязчиво пропускает — героиня, видите ли, в обморок упала и ничего не видела. Более того — это оказывается только прологом к основным событиям книги. Итак, четверть века спустя, в ознаменование юбилея победы, решили поставить спектакль, воссоздающий это сражение — причем в том самом замке, где все и произошло. В результате получился неглупый маньячный триллер, обыгрывающий как каноны жанра, так и тьму-тьмущую посторонних мотивов: к примеру, отдельные детали сюжета не могут не напоминать «Гамлета». Главное, не пытаться читать этот роман сразу после «Вещих сестер» Пратчетта.

И да — название книги правильнее было бы записать Драхенфельс: этот замок, название которого означает «Драконья скала», упоминается и в армибуках «Warhammer fantasy» — находится он, к слову, в Сильвании.

Вторая книга цикла — «Женевьева неумершая», по сути — несколько рассказов, механически объединенных в один «роман», действие которого в результате обходится без какого-либо намека на композицию. Первое произведение снова возвращает нас в театральную среду и при этом умудряется обыграть одновременно «Призрак оперы» и «Странную историю доктора Джекилла и мистера Хайда». Этот рассказ можно назвать лучшей частью книги. Вторая часть «романа» построена на мотивах готической литературы — от Анны Рэдклифф до Уильяма Бэкфорда с его «Ватеком». Впрочем, учитывая, что действие здесь делает неожиданный пируэт и первую половину истории читатель раздраженно пытается сообразить, какого черта здесь происходит и как героиня сюда попала — впечатление возникает не лучшее. К тому же развивается действие вяловато. Финальный рассказ (ну или, если верить издателю, то финальная часть романа) — и вовсе чистейшее фэнтези с охотой на единорога. Словом, ни жанрового, ни композиционного единства в книге нет, разным читателям, вероятнее всего, понравятся разные ее части, но общее впечатление будет не слишком высоким.

Но это еще что — в третьей части цикла, «Твари в бархатных одеждах», Женевьева вообще превратилась в эпизодического героя, а вот мелькавший в предыдущей книге принц-революционер стал довольно важной частью сюжета. Более того, город, в котором происходит действие — едва замаскированный Лондон викторианской эпохи, которой Ньюман в свое время посвятил и научные работы... А основой сюжета здесь становятся преступления... Джека-потрошителя. Учитывая, что всего за год до этой книги вышла вышеупомянутая «Эра Дракулы» — можно предположить, что идеи, не подошедшие для того романа, были использованы в этом. Впрочем, так ли это важно, если книга сама по себе удалась? Ну, удалась, как маньячный триллер, разумеется, увлекательный и переполненный забавными, ироничными штрихами — чего стоит местный гном... Поклонники «Молота войны» могут и обидеться: как-никак, от их любимой вселенной остались рожки да ножки, а тот же самый гном и вовсе выглядит довольно оскорбительной насмешкой над своими родичами с игрового стола.

Последней книгой снова стал сборник рассказов «Серебряные ноготки», на этот раз даже издатели не стали маскировать его под роман. Самое странное, что написан он без обычного для Ньюмана блеска и любви к постмодернистским выкрутасам — это довольно стандартное приключенческое фэнтези, в котором встречаются отдельные интересные идеи, но в целом книга идет туговато. Да и Жени в очередной раз ушла на вторые роли, что не может не раздражать ее поклонников.

А к поклонникам героини, судя по всему, относится и сам автор: благо, Женевьева Дьедонне (отличающаяся средним именем) возникает и в других произведениях Ньюмана — в цикле «Anno Dracula», например. Как отмечал сам автор, это не один и тот же персонаж, а его разные «инкарнации» — примерно как у Вечного Воителя Майкла Муркока.

В целом, поклонникам хоррора, которые не прочь иногда заглянуть и на территорию фэнтези, можно смело рекомендовать первую и третью книги цикла («Дракенфелс» и «Твари в бархатных одеждах») — помимо прочего, это еще и неплохая «викторина» на знание истории жанра. Поклонникам игровых новеллизаций (интересно, есть такие ценители?) и фанатам «Warhammer fantasy» мало чем найдется поживиться, помимо упоминаний парочки знакомых имен и названий, но сами по себе книги хороши. К тому же, тем, кто не брезгует «проектной литературой», будет интересно посмотреть, как можно работать в рамках большой вымышленной вселенной, ни на йоту не отступая от канонов собственного творчества.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)