DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Кошачий лайт-хоррор

Сказки о воображаемых чудесах / Tails of Wonder and the Imagination (антология)

Составитель: Эллен Датлоу

Жанр: фантастика, мистика

Издательство: Рипол-Классик

Серия: Мастерская хоррора

Год издания: 2016 (в оригинале — 2010)

Переводчик: П. Денисова.

Похожие произведения:

  • все без исключения бестиарии

Антология «Сказки о воображаемых чудесах» всецело посвящена мистико-кошачьей тематике. По названию и по объему книги (704 страницы) может сложиться впечатление, что в антологии рассмотрены чудеса в самом что ни на есть широком смысле, во всех, так сказать, цветах и ипостасях. Но нет — речь в ней о кошках — и только о кошках, с виду привычных и мифических, заведомо придуманных авторами.

Эллен Датлоу собрала сорок мистических рассказов, в которых главную или второстепенную роль играют кошки. Практически во всех произведениях на образах кошек делается своего рода психоэмоциональный акцент: кошки своим образом и поведением чему-то учат, от чего-то спасают или, напротив, накликают беду, а то и сами являются источниками бед и разрушений.

В этом смысле представленная на суд читателей антология не нова ни на грамм — с мистико-мифологической точки зрения. Известно ведь, что еще многие божества Древнего Египта были наделены чертами внешности кошачьих, а то и вовсе были кошками (Сехмет, Тефнут, Амон, Баст, Мафдет и другие). Причем это могли быть как грозные боги и богини (Тефнут, Сехмет), так и веселые и благожелательные (Баст). Причем преимущественно это были богини, а не боги. Настроение кошек и женщин непостоянно, а их природа поистине бездонна, способна вместить в себя подчас взаимоисключающие крайности. Все это отражено в египетской мифологии — и в «Сказках о воображаемых чудесах».

Вообще-то, предлагаемая вниманию читателей антология (даже несмотря на то, что в ней шумно «засветились» рассказы легендарных Джорджа Мартина и Стивена Кинга) — это и не хоррор никакой, а вполне себе мягкая мистика. Да, там есть и мясокровища, но авторское внимание на ней, родимой, не акцентировано: все происходит отстраненно, словно во сне или в состоянии наркотического опьянения. Гораздо больше внимания уделяется описанию галлюциногенных деталей: как черная кошка борется с Дьяволом, как коты закапывают ведьму, как действует яд мантикоры, как кошка способна ссорить и мирить и так далее. Жертвы — это всего лишь сопутствующие явления, не они в книге главное, о них не трудно и забыть по прочтении.

Хочется уделить отдельное внимание описанию в «Сказках о воображаемых чудесах» мантикор. Если кто не в курсе, мантикора — это мифическое существо с головой человека, телом и гривой льва, хвостом скорпиона. Аристотель, со ссылкой на врача Ктесия, описывал мантикор как реально существующих животных, причем они агрессивны и не прочь пообедать человечиной. Джоан Роулинг считает мантикор исключительно опасными созданиями и относит их, по своей классификации, к категории «XXXXX» — «Известный убийца волшебников (не поддается дрессировке или приручению)». Да и вообще в мифологии мантикоры — страшные и кровожадные создания, которым лучше не показываться на глаза.

Некоторые авторы «Сказок о воображаемых чудесах» транслируют, напротив, новаторский подход в вопросе восприятия мантикор. Так, в рассказе Нила Геймана черная «мини-мантикора» спасает рассказчика от Дьявола, а в рассказе Джеффри Форда мантикоры — хоть и зло, но их яд может лечить от меланхолии, да и в сердце их содержится сгусток чистейшего золота, употребление которого приводит к полетам во сне на протяжении миллиона ночей. Да и у Мартина, в его «Защитниках», мантикоры — хоть и зло с разрушением вперемешку, но лишь против людей, нарушивших владения и интересы грязечашников. Короче говоря, авторы «Сказок о воображаемых чудесах» слегка рихтуют устоявшиеся мифологические стереотипы в части мантикор.

Ну, а так — в книге много-много всякого разного и интересного — всего в одной рецензии и не перескажешь. Можно сказать лишь следующее: если хотите узнать, кто такие грязечашники, — читайте эту книгу; если хотите понять, почему мышь никогда не станет кошкой, — читайте эту книгу; если интересно, почему кошка — сугубо женское существо, — читайте эту книгу; если вдруг заинтересовались, как убить мантикору, — читайте эту книгу; если не знали, что ведьмы плодятся отращиванием на себе детей, — читайте эту книгу. Там еще много всякого любопытного. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В любом случае время на прочтение совершенно точно будет потрачено не зря. Тут Вам и мистика, и философия, и оккультизм, и художественная литература — и все, что хотите.

В общем, субъективный вердикт такой: книга хорошая. Не отличная, но хорошая — и очень. На крепкую «4+». Каких-то явных недостатков в ней не видно (хотя она содержит некоторые и весьма посредственные рассказы — вот, пожалуй, единственный бросающийся в глаза недостаток), мистико-кошачья тема вполне себе раскрыта (хоть и временами довольно однобоко и через повторы). Но поставить сей книге даже «5-» (не говоря уж про «5» и «5+») — не позволяет высокая конкуренция в жанре бестиарий. Книги Конвей, Мелтона, Роулинг и Борхеса все же покрепче будут. Ну, а так, в целом, — весьма и весьма добротно. Рекомендовано к прочтению, в общем.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)