DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Михаил Артемьев: «Я — не человек на фотографии, я — то, что я делаю»

Уже совсем скоро на прилавках книжных магазинов появится долгожданный сборник серии «Городские легенды» — «Темная сторона сети» (АСТ, Астрель-СПб, составитель — Мария Артемьева, редактор — Ирина Епифанова). Одним из интересных открытий этого сборника будет художник-дебютант, оформивший внутренний блок книги и помимо этого — нарисовавший иллюстрации к каждому из 26 рассказов! Согласитесь, для малобюджетных изданий такое богатое оформительское решение — уникально! DARKER не мог не полюбопытствовать, побеседовав с этим художником.

Итак, Михаил… Тебе всего 24 года. И такой серьезный проект, как книга… Ведь я не ошибаюсь — это первый такой крупный творческий проект в твоей жизни?

— Ну, если не считать дипломной работы… Мне доверили делать фирменный стиль Белгородской филармонии. А книга — да, первая.

 

Насколько мне известно, все издательство было поражено скоростью твоей работы. Как правило, художнику на оформление внутренника сроку дается не меньше месяца-двух. Это как минимум. А тут… 26 иллюстраций, колонцифры, колонтитулы — с вариантами, концовки рассказов и титул — и все было отрисовано за две недели. Причем не только быстро, но и качественно. А ведь у тебя еще и дипломная работа в тот момент много времени отнимала… Как удалось справиться? Тяжело было? Сложно?

— Да нет, не особенно. Поначалу было 25 картинок к 25 рассказам (помимо оформления). 26-ю иллюстрацию пришлось сделать в чуть ли не в последний день перед сдачей на верстку. Потому что один рассказ был взят позже других — рассказ Алексея Провоторова «Форумные тролли». В тот же день, как мне прислали текст, я сделал эскиз в карандаше, его одобрил составитель, и была отрисована готовая иллюстрация. Приходилось торопиться по двум причинам: чтобы успеть вовремя сдать работы на верстку и разобраться с дипломом, который требовал очень много времени и усилий.

Но тяжело ли мне было?.. Тяжело, когда нет идей. Или когда заказчик не в состоянии объяснить, чего хочет. В данном случае такой проблемы не было: у нас сложилось нормальное взаимопонимание с составителем сборника. Мне дали практически полную творческую свободу и не терзали мелкими придирками. Замечаний по эскизам было мало и только по делу. А рисовка — это уже для меня как дышать, поэтому — нет, не сложно. Не особенно.

А как вообще получилось, что именно тебя выбрали для этой не самой простой работы? Вы с Марией Артемьевой родственники?

— Нет, просто однофамильцы. Познакомились через социальные сети. Ей понравились мои работы.

Извини, еще очень интересно — почему ты в Сети есть, а ни одной твоей фотографии в Сети нет?

— Потому что я не люблю фотографироваться. Не хочу, чтобы меня знали в лицо, чтоб кто угодно имел доступ к моим фотографиям и видел меня — это позволено только друзьям и близким людям. Общество судит о человеке по его внешности. Мне это не нужно. Я — не человек на фотографии, я — то, что я делаю. Плюс существует легенда, что с помощью фотографии можно украсть душу человека. smile Не то, чтоб меня это пугает — у меня красть нечего, ахаха — но если меня снимут, кто знает, может, на фотографии проявится моя истинная сущность и все узнают об этом?

Иллюстрация рассказу Александра Подольского "Этот человек"

Как давно рисуешь? И что именно? Какие любимые темы?

— Рисую, сколько себя помню, с самого детства. Серьезно — лет с девяти. Да, с девяти лет не выпускаю карандаша/пера из рук. Рисую комиксы, длинные и короткие истории, просто иллюстрации и т. п. Любимые темы… Пожалуй, отношения между людьми, эмоции, конфликты — это основные темы, главные.

Расскажи о своих родителях — кто они. Как получилось, что рисование стало главным в твоей жизни?

— Мои родители — художники. Вся моя семья занимается творчеством, наверное, это и на меня повлияло тоже. Мне нравится рисовать, потому что это единственное, чем я могу управлять в своей жизни, это дает свободу.

Какое у тебя образование? Расскажи про институт, про специальность.

— Образование высшее. Если шесть лет страдания фигней можно считать получением высшего образования… Белгородский институт культуры и искусств, по специальности графический дизайн. Шесть лет. Самые унылые и выматывающие шесть лет моей жизни. Единственными интересными предметами были «Рисунок/Живопись» и «История культуры и искусств». Все остальное было либо пустой тратой времени, либо низкоуровневым филлером между нормальными предметами.

Какие у тебя любимые художники?

— Не могу сказать, что у меня есть любимые художники. Есть любимые работы у некоторых художников, разных художников. Современных и художников прошлого. Зато могу точно сказать, что мне не нравится абстракционизм, кубизм. Я к этим течениям отношусь отрицательно и больше люблю реализм. Не гиперреализм — для этого есть фотография.

Чем любишь заниматься по жизни?

— Рисовать и спать. Фотографировать.

Факультет графического дизайна — это ведь как раз оформление книг, верно? А какие книги тебе хотелось бы иллюстрировать?

Оформление книг — одно из направлений графического дизайна. С моей стороны потому и было желание поступать туда: предполагалось, что учить будут именно иллюстрации, но институт нас кинул в этом плане. Нас жестоко обманули, пообещав на старших курсах специализацию, разделение по направлениям. Ничего такого не сделали. И вместо того, чтобы учиться иллюстрации и оформлять книги, мы занимались дурацкими логотипами и рекламной продукцией, которую я ненавижу всей душой. Реклама — это зло. Самое настоящее зло.

Мне хотелось иллюстрировать ужасы, детективы, фантастику… Любимые жанры. У меня даже было намерение взять в качестве дипломной работы и проиллюстрировать Лавкрафта «Хребты безумия». К сожалению, старперы в нашем институте считают, что ужасы это нечто отвратительное и не стоящее интереса и что книжная иллюстрация вообще никому не нужна. Что ж, ОНИ НЕ ПРАВЫ.

А что ты думаешь об отечественной литературе ужасов? Что читаешь и любишь в литературе, в кино?

— Я не читал так уж много отечественных ужасов, так что не много могу сказать об этом… Я вообще читаю в основном иностранных авторов — Лавкрафт, Кинг, Стаут, Толкиен, Селинджер и т. д. Еще нравится фантастика Стругацких… Последнее время читаю именно фантастику и ужасы, но найти действительно цепляющие книги и рассказы довольно сложно.

Иллюстрация к рассказу Олега Кожина "Граффити"

Твой первый фильм ужасов и первая страшная книга, которые тебя вдохновили.

— И первый фильм ужасов, и первый страшный рассказ были о пришельцах из космоса. «Чужой». Еще в детстве полюбились мне и слюнявый черный ксеноморф, и Сигурни Уивер. Страшный рассказ, после которого мне мерещились красные глаза в темноте, был рассказом Джона В. Кэмпбелла-младшего «Кто ты?». С тех пор я люблю ужасы и люблю-ненавижу космос. Космос, почему ты такой жуткий?!

Какие планы? Чем думаешь заняться? Может быть, есть идеи как-то продолжить сотрудничество…

— Честно — понятия не имею. Сотрудничество — это хорошо, но это будет зависеть от издательства. Есть мысли собственный комикс когда-нибудь издать. Если повезет, может быть, смогу заниматься фрилансом, просто получать какие-нибудь заказы через Интернет. Либо попробую работать флористом, в качестве хобби. Вот так, для всех рисование — это хобби, а для меня хобби — это растения. А рисование — жизнь.

Ты с детства рисуешь комиксы. А истории откуда берешь? Как ты их придумываешь?

— Из головы. Все в голове. Я много думаю, много вижу в своей голове. Иногда истории приходят ко мне во сне. Я просыпаюсь и если то, что мне приснилось, было интересным и запомнилось — записываю, затем оно обрастает подробностями, расширяется, становится сложнее. Иногда истории приходят через простое обдумывание, экспериментирование.

Назови десять вещей, которые ты любишь в этой жизни.

— Ох… вряд ли их наберется так много.

Творчество, одиночество, осень, триллеры, сны, кофе, комиксы… все, пожалуй.

Иллюстрация к рассказу Алексея Шолохова "Все сложно"

Что тебе больше всего мешает и что, по-твоему мнению, надо изменить в мире?

— Мне мешает усталость. Я быстро устаю… Лень тоже мешает. Иногда мешает невозможность сконцентрироваться на работе. Изменить?.. Если я начну говорить о том, что нужно изменить в мире — несогласные забьют меня палками. Слишком много вещей, которыми дорожит социум, на самом деле должны бы уйти. Но этого никогда не случится, пока существуют заинтересованные в них люди.

Сборник «Темная сторона сети» тобою прочитан. Что думаешь о нем? И в целом — как ты считаешь, у отечественной литературы ужасов есть будущее? При каких условиях?

— Да, я прочел всю книгу, чтобы иметь представление о том, что я буду рисовать. В целом это было неплохое чтиво, хотя я не могу сказать, что меня оно напугало — вероятно, сказывается то, что я вырос на ужасах и монстры меня не пугают. Некоторые рассказы вызвали отвращение… Из-за тем, которые в них затрагивались, из-за их реальной вероятности существования прототипов. Но отвращение — это не страх. Будущее у ужасов есть, возможно. Если они станут более пугающими и если люди будут больше читать, очевидно.

Твои пожелания читателям DARKER.

Вдохновения и интересных идей!

И мы тоже желаем тебе, Михаил, новых творческих идей, новых книг, творческой энергии и успеха! Спасибо за беседу.

Иллюстрация к рассказу Ольги Денисовой "Smile.jpg"

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)