DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Не выходи из комнаты

Все страхи Бо / Beau Is Afraid

США, 2023

Жанр: драма, комедия, триллер

Режиссер: Ари Астер

Сценарий: Ари Астер

В ролях: Хоакин Феникс, Пэтти ЛюПон, Эми Райан, Нэйтан Лейн, Кайли Роджерс, Дени Меноше, Паркер Поузи

Похожие фильмы:

  • «Дом, который построил Джек» (2018)
  • «Думаю, как все закончить» (2020)

Ари Астер и студия А24 подарили зрителям два значимых хоррора последних лет, отнесенных к категории «возвышенных», наряду с «Ведьмой» Роберта Эггерса и «Оно следует» Дэвида Роберта Митчелла. И «Реинкарнация», и «Солнцестояние» в своей атмосфере делали упор не столько на мистику и ужас, сколько на личную боль и трагедии, исследуя взаимоотношения между близкими людьми. Герои находились в ситуации, в которой персонажи других фильмов оказывались уже не раз. Тем не менее Ари Астеру удалось разглядеть новые ракурсы и оформить произведения в своем стиле, который по сей день остается очень узнаваемым. Впрочем, нездоровые семейные темы поднимались режиссером и ранее – в короткометражках.

Что касается обожаемой сегодня многими независимой киностудии А24, на последнем «Оскаре» их фильм «Все, везде и сразу» отхватил аж семь наград, а ведь он даже не был их самой дорогой картиной. Самой дорогой стала трехчасовая история с Хоакином Фениксом в главной роли. Неудивительно, что ожидания зрителей насчет новой картины были высоки. Спойлер: фильм не окупился.

«Все страхи Бо» рассказывают историю немолодого мужчины, страдающего тревожностью и разного вида неврозами. Он боится лишний раз выходить из дома, при этом исправно посещает психотерапевта. Бо очень беспокоит предстоящая вынужденная поездка к матери на годовщину смерти отца. В день отъезда на героя обрушиваются разом все его страхи, а сам он отправляется в сюрреалистическое путешествие не столько в отчий дом, сколько по глубинам собственного сознания.

Фильм делится на четыре акта, различающихся по темпу повествования. Начало выдалось самым удачным, динамичным и ярче всего передающим основу. Мелкие бытовые неприятности, такие как украденный чемодан, опоздание на самолет или отключение воды в неподходящий момент, быстро превращаются в катастрофу, а более или менее реалистичные проблемы переходят в невозможный абсурд, которому тем не менее всегда позволено существовать в расстроенной психике как реальности. Дальше фильм замедляется и от внешних раздражителей все больше смещает фокус на внутренний анализ. И если второй акт еще имеет подвижные и юмористические сцены, то третий представляет собой нерасторопную притчу, на которой можно заскучать. Что касается финала и развязки, то они несколько банальны, но все равно интересны, так как в них раскрывается причина, по которой Бо вырос таким бесхребетным, и тема, которая останется актуальной во все времена, – отношения с матерью.

В одном из интервью Ари Астер опроверг многочисленные догадки о том, что у него самого в семье царила тяжелая атмосфера. Вот только его исследования созависимых отношений, строящихся на манипуляциях и провоцировании чувства вины, настолько глубоки, и он каждый раз настолько упорно возвращается к ним, что действительно кажется, что это личный опыт. Фильм явно наполнен символизмом, но эти параллели либо чересчур явны, либо вовсе неочевидны, однако последние режиссер объясняет неохотно. Картина из разряда «линчевских» – тех, что обрастают всевозможными теориями, вот только строить эти теории зрители вскоре перестали, довольно быстро утратив интерес, бросив лопату и отказавшись копать. Создается впечатление, что от «Солнцестояния» Ари Астер все же сделал шаг назад, впрочем, совершенно не заботясь в этот раз о зрительском одобрении. Возможно, этому поспособствовали не совсем понятное для восприятия смешение жанров, самоповтор в теме, чересчур размытые границы реальности и вымысла и завышенные фанатские ожидания. Возможно, фильму для занятия почетного места требуется время.

В фильме множество узнаваемых черт режиссера, например любовь к красивым проработанным интерьерам и (параллельно) развивающемуся в них гротеску. Каким бы ни был сценарий и его воплощение, картинка у Астера и его постоянного оператора Павла Погоржельского всегда вызывает желание рассматривать все до мелочей. Еще больше прильнуть к экрану заставляет очередной блестящий перформанс Хоакина Феникса и отличная игра остальных артистов. В первом акте видна колоссальная работа с актерами второго плана – улицы кишат разными странными личностями, и каждый из них с головой уходит в образ. Во второй части фильма круг лиц ограничен, но от персонажей невозможно оторвать глаз. Третья, хоть и является самой вялотекущей, изобилует потрясающими декорациями. Феникс немного повторяет образ Джокера, но по-прежнему способен все выразить без слов.

Страх – безусловно, одно из самых деструктивных состояний, цепкий паразит, заставляющий топтаться на месте. Жизнь наполнена страхами, мелкими и глобальными. Чем больше человек боится, тем сильнее его засасывает в эту пучину. И, как показывает Ари Астер (сколь бы это ни было очевидно), то, в какой степени формируются эти разрушительные эмоции, действительно зависит от родителей, имеющих при этом огромный страх воспитать ребенка не так, как им бы хотелось. Картину однозначно стоит посмотреть всем, кто когда-либо задумывался, насколько сформированные в раннем возрасте постулаты повлияли на сегодняшнюю неуверенность в себе. Людям, мало рефлексирующим, сие творение вряд ли покажется интересным.

Не стоит забывать, что Ари Астер известен в первую очередь как хоррормейкер. Кажется, в новом фильме он попытался выйти на следующий уровень, показав, что настоящий хоррор – это само пожирающее изнутри чувство страха, чем бы оно ни было вызвано. Вот только любителям жанра, настроенным на более внятные и прямолинейные картины, стоит обойти «Все страхи Бо» стороной. Да и преданных фанатов фильм может отпугнуть.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Strashnaya zvezda 22-07-2023 15:09

    Да да да, начало было очень бодрое и эмоциональное, и смешно и больно смотреть, веселое чувство кринжа как от фильмов про Бората. А потом уже всё более скучно и утомительно, театрик-аллюзия на жизнь Бо был мега затянутый, а к концовке я совсем спеклась и поняла, что пересматривать никогда не буду.

    Учитываю...
  • 2 Аноним 20-07-2023 00:52

    Фильм разочаровал. Как по мне, лучше бы Астер развивал по нарастающей, до предела, тему бытовых страхов, а не скатывался в откровенный сюр, придя к скуке и невразумительному финалу.

    Учитываю...