DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Новая Робинзонада

Остров изгоев / Soudain seuls

Франция – Исландия – Бельгия, 2023

Жанр: драма, триллер

Режиссер: Тома Бидеген

Сценарий: Тома Бидеген, Дэльфин Глейз, Изабель Отисье, Валентин Монтей

В ролях: Мелани Тьерри, Жиль Леллуш

Похожие фильмы:

  • «Изгой» (2000)
  • «Выживший» (2015)

Со времен «Робинзона Крузо» Даниэля Дефо к популярной теме робинзонады сначала в литературе, а затем и в кинематографе, не обращался только ленивый. Жанровое разнообразие здесь широчайшее: от комедий в стиле «Новых Робинзонов» (1998) и «Шести дней, семи ночей» (1998) до нашумевшей в свое время мелодрамы 18+ «Голубая лагуна» (1980). Ну а триллеру с хоррором по теме «Выживание в дикой природе», без сомнения, есть где разгуляться. Тут и экзистенциальные проблемы в экранизациях «Повелителя мух», и политические повестки, как в недавнем «В никуда» (2023), и обычные трудности, с которыми сталкивается человек, оказавшийся на необитаемом острове без еды, вещей, привычных нашему образу жизни, связи и возможностей выбраться, как в «Изгое» (2000) Роберта Земекиса.

В «Острове изгоев» волею судьбы и погодных условий в безвыходном положении оказалась семейная пара (Мелани Тьерри и Жиль Леллуш), совершающая кругосветное путешествие на небольшой яхте. В отличие от Робинзона Крузо, их вынужденным домом стал не цветущий остров с пальмами, стадами диких коз и экзотическими фруктами, а граничащий с вечными льдами, покрытый мхом и камнем, неуютный кусок суши с заброшенной китобойной базой и стаей пингвинов по соседству.

Фильм снят по мотивам книги Изабель Отисье «И вдруг никого не стало». О выживании в сложных условиях писательница знает не понаслышке – в 1991 году она стала первой в мире женщиной, совершившей кругосветное путешествие в одиночку на яхте в рамках «Гонки пяти океанов». Впрочем, из книги сценарий фильма унаследовал лишь основу, достаточно сильно изменив и обстоятельства, и концовку, и даже в некотором смысле саму суть романа. Но это пошло картине только на пользу – недаром сценаристом выступает неоднократно премированный на разных кинофестивалях Тома Бидеген («CODA: Ребенок глухих родителей», «Эйфель», «Тихий омут»), на этот раз занявший также и режиссерское кресло.

Вообще, это редкий случай, когда фильм оказывается интереснее книги, и, что еще более удивительно, содержит куда меньше пресловутой «повестки», которую сейчас, кажется, всеми правдами и неправдами запихивают, где нужно и не нужно. Там, где в книге длинные и достаточно скучные описания моральных терзаний героев – здесь хоть и не особо динамичное, но не проседающее в ритме развитие сюжета. Муж, представленный в романе достаточно в неприглядном свете – ленивым избалованным неумехой, чуть что впадающим в рефлексию, здесь стал полноправным партнером для выживания. Главная героиня выглядит более цельной натурой, менее нетерпимой и высокомерной по отношению к супругу. Другое дело, что оба персонажа зачастую совершают не только глупые и импульсивные, но и просто нелогичные поступки. Например, внезапно и не к месту начинают выяснять отношения; продолжают сидеть на одном месте в ожидании зимы вместо того, чтобы попытаться достичь другой стороны острова, даже когда становится совершенно очевидно, что их не ищут и не найдут; не пытаются укрепить и утеплить жилище, сделать запасы еды. Странная парочка.

В целом, фильм создает впечатление театральности происходящего, хотя актеры играют достаточно убедительно. Скорее проблема в общей атмосфере. Робинзонады как таковой в фильме до обидного мало. Невозможно отделаться от ощущения, что зрителю показывают не реальную историю борьбы за выживание, а реалити-шоу по мотивам. Сцен крафта интересных инженерных решений здесь тоже практически нет, все как бы оставлено за кадром. Одна из центральных и максимально кроваво-психологичных сцен книги – охота на пингвинов – в картине занимает секунд тридцать и совершенно не отражает драматизма происходящего.

Присвоенный фильму рейтинг 18+ также вызывает удивление: все очень сдержанно, с минимумом крови и единственной постельной сценой в одежде (все-таки очень холодно), больше намекающей на происходящее, нежели имеющей место быть. Триллерной составляющей выживания тут тоже «кот наплакал» – лишь ближе к концу появляется какое-то трепыхание и то ненадолго. Накала страстей, драматизма сюжета – по минимуму. Большую часть времени герои пытаются решить свои отношенческие проблемы и найти ответ на вечный вопрос: «Кто виноват?»

Не совсем понятна нездоровая любовь оператора к очень крупным планам – не только там, где нужно сфокусировать взгляд зрителя на чем-то важном, а просто по любому поводу. Не знаешь, что снять – дай крупный план, чтоб вот каждая чешуйка кожи была видна. При этом из виду упускаются такие детали, как коротко стриженные ногти, подозрительно медленная скорость роста волос у героев, некоторые однозначные технические ляпы.

Основной идеей фильма хочется назвать такую: «Не выходи в долгое путешествие в ограниченном пространстве с человеком, с которым неладно в отношениях, и не сходи с яхты, если прогноз обещает шторм». Довольно очевидные выводы, не требующие кругосветного путешествия для осознания. Или целого фильма.

Возможно, во всем этом – в нелогичности происходящего, эмоциональности и глупости принимаемых решений – есть глубокая правда о том, что современный человек может выжить в условиях необитаемого острова лишь ценой невероятной удачи, потому что в остальном комфорт, подаренный техническим прогрессом, сделал нас слабыми и неприспособленными, склонными к рефлексии, самокопанию и истерикам. Но хочется надеяться, что Робинзоны наших дней все-таки имеют хотя бы сопоставимые с героем Дефо шансы на выживание.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)