DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Обитатели музыкальных подземелий

«Подземная музыка», иногда еще называемая красивым словом «андеграунд», существовала, наверное, всегда. Луи Армстронг в свое время играл по гарлемским клубам, может быть, тем самым, в которых нынче выступают гангста-рэперы. У каждого свое отношение к такого рода музыке: для кого-то это лишь ступенька в карьере, для кого-то - принципиальная позиция. Тем не менее, можно выделить несколько основных подходов, о которых мы сейчас и поговорим.

 Bathory

 

  

Ступенька в карьере

Практически любая группа проходит через стадию выступлений по мелким клубам, едва ли не за еду или проезд. Некоторые стили, казалось бы, обречены пребывать в этом состоянии вечно, но кто знает, как повернется музыкальная мода? К примеру, когда-то андеграундным стилем считался трэш, но кто нынче назовет «андеграундом» Metallica? Случаются и ситуации посложнее: industiral в его экстремальных формах до сих пор считается музыкой не для широкого круга, особенно его «отмороженные» представители вроде Skinny Puppy, но... редко какой голливудский блокбастер из фантастики или мистики не использует в своем звучании индустриальные или нойзовые мотивы. А музыка вышеупомянутых SP и вовсе звучала в «Другом мире».

Есть еще более смешной пример: группу Rage against the machine, известную своими радикальными текстами и политической активностью, еще до выпуска первого альбом пригрела... корпорация Sony. Но при этом RATM, получая деньги от японской мега-корпорации, всегда гнули свою линию - и упорнее, чем многие «андеграундные» музыканты.

Cannibal Corpse

Или еще один аспект: возьмите Cannibal Corpse, Deicide, Morbid Angel. Да, это экстремальная музыка, вызывающие тексты и обложки - но в рамках своего стиля это мегазвезды, которых знает каждый поклонник тяжелой музыки. Можно ли их считать андеграундом? Особенно «Ангелов», про которых и коллеги по сцене поговаривали, что те ведут себя заносчиво и пафосно, как и любые другие рок-звезды. А Napalm Death, к примеру, если верить их коллегам - парни довольно простые и открытые.

С учетом всего этого, пожалуй, можно вывести такую сформулировку: ведущие группы в рамках стиля вряд ли могут считаться андеграундом, даже если сам по себе стиль довольно-таки экстремален. Впрочем, с позицией автора соглашаться не обязательно.

 

В подвале из принципа

 Джи-Джи Аллен

С другой стороны, андеграунд может быть не ступенькой в карьере, а принципиальной позицией, которая тщательно культивируется музыкантами. И самый расхожий пример здесь - блэк-метал норвежского образца.

Эти парни принципиально записывались в ужасных условиях, с некачественным звуком и вообще, кажется, делали просто все, чтобы добиться как можно меньшей популярности. К примеру, группа Mayhem в свое время выдвинула лозунг «no fun, no move» - и призывала на своих концертах сохранять неподвижность, не «отрываться», не трясти хайрами, а впитывать атмосферу музыки. Та еще была группа... Устроители очередного блэк-метал-фестиваля в свое время услышали: проводите сколько угодно, но если там будут выступать Mayhem, то фестиваля не будет. Впрочем, требовать от слушателя неподвижности - еще не самая экстремальная выходка «блэкарей»: свиные головы на сцене, поливание себя и зрителей кровью, живые люди, привязанные к крестам... Все это было.

С другой стороны, Джи-Джи Аллин, будучи отъявленным панком, на сцене умудрялся онанировать, есть экскременты, наносить себе увечья. Да и не он один, если честно.

Опять-таки, есть стили которые вряд ли когда-либо станут более-менее популярными - в силу своей музыкальной природы или визуальных особенностей: к примеру, death-industrial, радикальные noise и grindcore. Таких музыкантов можно считать андеграундом, пожалуй, хотя не все согласятся считать их музыкантами.

 

Неуловимый Джо...

Помните старый анекдот о ковбое?

- Это неуловимый Джо.

- А почему неуловимый?

- А кому он нужен!

Эта шутка имеет прямое отношение к нашей ситуации: сторонники «андеграунда» гордо заявляют: «а мы не продаемся», их противники фыркают: «это потому, что вас не покупают». С одной стороны, пьяный подросток, который в метро горланит песни «столпов русского рока», может считать себя андеграундом - в том числе и в прямом смысле слова. С другой стороны, он-то, как правило, и есть самый настоящий «Неуловимый Джо», который просто никому не интересен. Но грань здесь тонка и сформулировать ее раз и навсегда - невозможно. Masonna, творчество которого автор этих строк очень люблит, хотя и побаивается, большинством слушателей вообще не будет опознан как музыка. А многие блэкари вызывают у других музыкантов насмешливое фырканье: да так любой сможет!

Но есть одна интересная особенность: возьмите ранние альбомы Bathory - группы, которая записывалась в гараже, по колено в запчастях и со звуком соседской газонокосилки, который пробивался на записи. Андеграунд чистой воды, не так ли? Да и музыка у них была довольно несложной. Но когда музыканты, выросшие на творчестве шведской легенды, решили записать трибьют, выяснилась забавная особенность: можно записаться на дорогой студии, с качественным звуком и инструментами, можно сыграть техничнее своего кумира, но... Из музыки уйдет что-то неуловимое, присущие только ей ярость и атмосфера, которые и придавали Bathory их уникальное очарование.

Можно найти и другие схожие примеры. Видимо, это неуловимое «что-то» и есть подлинный дух андеграунда.

 Mayhem

 

 

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)