DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Очередное явление нечисти в американской глуши

Девилз-Крик / Devil's Creek (роман)

Автор: Тодд Кейслинг

Жанр: хоррор

Серия: Мастера ужасов

Издательство: АСТ

Год издания: 2023 (в оригинале — 2020)

Похожие произведения:

  • Стивен Кинг «Оно» (роман)
  • Сергей Кириенко «Гулы» (роман)

Рядом с городком Стауфорд на востоке штата Кентукки имеется сектантское поселение, называемое Девилз-Крик, где приверженцы странного культа живут без всех благ современной цивилизации. Роман начинается с того, что странный, явно безумный священник Джейкоб Мастерс проводит в пещере рядом со своей церковью зловещий ритуал, в ходе которого планирует принести в жертву собственных детей. В это же самое время к церкви спешат их бабушки и дедушки (матери, находящиеся под полным влиянием пастора Мастерса, также участвуют в ритуале), желающие спасти внуков. Прервать ритуал и спасти детей получается, но почти все остальные последователи «Божьей церкви Святых Голосов» совершают массовое самоубийство. Выжившие единокровные братья и сестры воспитываются бабушками-дедушками по материнской линии, но незаконченный ритуал оставляет на них одновременно и социальный (прозванные «Стауфордской шестеркой» дети становятся изгоями), и психологический след (кошмары и видения продолжают их преследовать по ночам). Условный главный герой романа (повествование ведется со многих ракурсов, иногда мимолетным героям дается единственный шанс продемонстрировать свою точку зрения) — Джек Тремли, ныне успешный художник, чьи зловещие картины вызывают у зрителей дрожь. После долгого перерыва он возвращается в родной городок, чтобы уладить вопросы с наследством после недавно почившей бабушки, которую в городке не любили и считали ведьмой. В это же время в пещере Девилз-Крика вновь просыпается древнее зло, которое стремится закончить начатое двадцать лет назад.

«Девилз-Крик» — пятый роман Тодда Кейслинга, но первый добравшийся до русскоязычного читателя. При этом роман получился неровным, рваным, хаотичным, поведение ряда героев явно подчинено только желанию автора, а не логике развития сюжета. Сюжет мечется от резкого действия к утомляющим описаниям. Многие главы не имеют сюжетного продолжения или обоснования. Автор определенно хотел различными мазками продемонстрировать весь спектр происходящего в городе, дать полную событийную картину, но в результате получилось суматошно и неравномерно. Переход от мелких событий и знамений к практически локальному зомби-апокалипсису вышел резким, а развязка с превозмогательной и моментальной победой очень голливудской. Также оставляет желать лучшего и качество перевода, он шероховатый, в отдельных местах неаккуратный и невнимательный. В качестве примера:

«— Джек, ну же, нам надо уходить. Райли, дай мне руку. — Стефани и Райли подхватили его за подмышки и потащили к задней двери».

Даже без знания английского понятно, что Райли никому «руки не дал»; фразеологизм “give me a hand” означает «помоги мне» и является одним из базовых, устоявшихся в английском языке.

Автор достаточно формально присоединил роман к лавкрафтианскому миру — вставив в него упоминание Мискатоникского университета, Некрономикона и блоховской De Vermis Mysteriis. Также в какой-то степени лавкрафтианским влиянием можно назвать совмещение древнего культа, хтонических тварей и их условно «космическое» происхождение, однако по стилистике, духу, содержанию и атмосфере роман лавкрафтианским никак не назовешь, вообще не очень понятно, какую функцию выполняет это упоминание в достаточно самобытном произведении в целом состоявшегося автора.

Когда читаешь роман о странной религии, о сектах, хочется увидеть более цельное и внятное описание и обоснование верований, ритуалов, что-то, что делало бы придуманную общину достоверной. Но автор не очень хорошо разбирается и в реальных верованиях описываемых им групп. Так, описывая кабинет баптистского пастора, автор пишет: « […] помещение украшали лишь […], и изображение Иисуса, страдающего на кресте», — тогда как баптисты не приемлют изображения распятия и используют исключительно «пустой» крест. Сама придуманная «Божья церковь Святых Голосов» выглядит как карикатурная пародия на христианство, а не как древний непонятный культ. В целом новые религиозные течения действительно используют часть понятийного аппарата религии, из которой произрастают, особенно в начале, но достаточно быстро их преображают и переделывают, видоизменяя и внутреннее содержание, и внешнюю форму, создавая собственные нарративы и ритуалы. Тогда как тут имеется примитивное переиначивание нескольких христианских практик и набившие оскомину общие фразы: «Старая ложь вверху, новая любовь внизу» и «Его воля и Старые Обычаи неразделимы», которые слабо коррелируют с извергающейся из обращенных черной жидкостью и лезущими из них щупальцами. Также обряды и символы невнятного происхождения, используемые бабушкой Тремли, скорее морочат голову читателю нарочитой таинственностью, а не сплетаются с описанным миром во что-то цельное.

В итоге роман получился сумбурным, поверхностным, с обильным, но несбалансированным действием. Маленький сонный городок в американской глубинке становится ареной битвы с эпической нечистью — весьма обширный поджанр хоррор-литературы, и это его очень верный, тщательно следующий заветам и стилистике, но далеко не лучший представитель.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)