DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Одиссея братьев Винчестеров

Что делает сериал о двух братьях-охотниках на нечисть уникальным? И главный вопрос: так ли были нужны еще десять сезонов? За целых пятнадцать лет «Сверхъестественное» (его сценаристы, персонажи и сюжет) претерпело множество перемен. Вероятно, больше, чем любой другой известный и не очень телепроект. Но при этом сериал получил огромную фанбазу, которая даже спустя три года после финала шоу продолжает расти.

Не секрет, что изначально «Сверхъестественное» могло (и, по мнению некоторых зрителей, должно было) закончиться на пятом сезоне. Возможно, для поклонников видения Эрика Крипке это было бы верным решением. Однако нельзя отрицать, что последующие сезоны расширили мифологию сериала и идеи Крипке.

Концепцией будущего сериала Крипке загорелся еще в середине 90-х годов. Вдохновение черпал в городских легендах, вестернах и, конечно же, классических хоррорах. По изначальной задумке главными героями должны были стать два репортера, которые борются с нечистью. Но Warner Brothers отказались от подобного и посоветовали поменять профессии главных героев. Так Крипке придумал Сэма и Дина Винчестеров – двух братьев-охотников. И, что немаловажно, к сериалу добавилась ключевая тема – семья. Нулевые были порой экспериментов для Голливуда. В частности, новую жизнь обрела супергероика. Немалую роль сыграл небезызвестный Кристофер Нолан с его «Бэтменом. Начало», который показал героя значительно более многогранным, чем в предыдущих версиях. Но самое главное — Нолан привнес другую манеру и тон повествования. Американцы нуждались в героях после теракта 11 сентября. И Винчестеры отлично подошли на эту роль. Но зрителей, что тогда, что сейчас, в первую очередь привлекла человечность персонажей. Практически в каждом своем приключении братья оказываются на волосок от смерти. Затем планку поднимает второй сезон, в котором сначала погибает Джон Винчестер, а следом и Сэм (впоследствии с ними это будет происходить регулярно). Любопытно, что в случае «Сверхъестественного» пилотом стоит считать не первую серию, а, скорее, весь первый сезон, поскольку глобальный сюжет развивается неспешно, и, забросив сериал, скажем, на второй или третьей серии, зритель рискует упустить предпосылки, идеи и смыслы, которые заготовлены для последующих сезонов.

Начать тут стоит, пожалуй, с главного -—сверхъестественной составляющей сюжета. Крипке не столь часто делает монстров просто исчадиями ада, он наделяет их характером и мотивацией. В частности, этот прием повторяется в сюжетах о призраках. В том же пилотном эпизоде призрак женщины в белом — это не плоский злодей, а целый персонаж. Покончив с собой и став призраком, она мстит всем неверным мужчинам. В каком-то смысле она поступает по совести, потому как не желает другим женщинам того горя, которое довелось пережить ей самой. По итогу живые люди зачастую оказываются не меньшими чудовищами и сами же их порождают своими страстями и пороками, что приводит к новым жертвам. Показательным можно считать эпизод «Бендеры» (в другой версии — «Охотники») из первого сезона, в котором монстрами оказываются не оборотни или вампиры, а обычные люди, что похищали путников, после чего отпускали их в лес, охотились, а убив — поедали.

Не столь однозначными бывают и демоны. В самом начале они предстают носителями хаоса. например в серии, где Сэм и Дин пытаются предотвратить авиакатастрофу. Однако позже появляются демоны перекрёстка, и мы больше узнаем об иерархии Ада. С одной стороны, они покупают души и спускают адских псов на тех, кто заключил контракт по прошествии десяти лет. С другой — люди сами обращаются к демонам, как правило, из-за мелочей. И сами обрекают себя на муки. Довольно закономерным в таком случае видится тот факт, что демоны когда-то были людьми.

Вспомнив о демонах, нельзя обойти стороной и интерпретацию небесного воинства. К их появлению нас подводили медленно и не спеша три сезона, даже заставляя поверить в то, что их вовсе не существует. Сам Крипке о введении ангелов в сюжет сказал следующее: «Я считал, что появление такого могущественного существа — это слишком просто. А потом до меня дошло — пускай будут ангелы, нужно лишь сделать их козлами». В начале ангелы больше походили на перепуганных крыс. После того как архангелы поняли, что Бог ушел, они стали бороться друг с другом за власть на Небесах. Последствиями такой гражданской войны стали человеческие жертвы. А рядовые ангелы становятся пешками в руках архангелов. Можно провести параллель с Дином, который не раз слышал — в том числе и от самого себя, — что он «папин игрушечный солдатик». Крипке подобным сравнением буквализирует образ Бога-отца как для Винчестеров, так и для архангелов (в первую очередь для Михаила и Люцифера). Для них Бог был безучастным отцом, который даже не понимал, что такое «отцовство». Он скорее создал его «бренд» и хорошо прорекламировал среди своих творений. Использование подобных специализированных выражений отлично подходит под описание здешнего Рая. Хоть в первых пяти сезонах нам его не показывали, Небеса походили на обычную финансовую компанию, что лишь подтверждалось внешним обликом ангелов, облаченных в строгие костюмы. По итогу мы имеем две противоборствующие компании (Рай и Ад), для которых люди — лишь средство поддержания своего имиджа. И только открытая конфронтация способна определить победителя на рынке. Апокалипсис нужен Раю, потому он и не пытается его остановить.

Люди в мире Крипке, как ни крути, оказываются далеко не в выигрышном положении. Они зажаты между молотом и наковальней. В свою очередь люди верующие зачастую становятся рабами тех ангелов, которых впускают в себя, что отлично показано на примере Джимми Новака, ставшего сосудом для Кастиэля. Семья этого человека лишилась мужа и отца. Ироничным в определенной степени становится тот факт, что Кас по мере развития сюжета все больше отступает от политики Небес. В данных обстоятельствах вполне закономерным кажется выбор Винчестеров в пользу людей, а не Рая. Они пошли наперекор всем, что не могло пройти безнаказанно для братьев.

Даже название последнего эпизода пятого сезона намекает на финал истории Винчестеров — «Лебединая песня». Сэм и Дин не только встают на сторону людей, но и олицетворяют все человечество, как бы странно это ни звучало. Они в первую очередь братья, что в итоге спасло не только Дина, но и весь мир. Потому как люди понимают даже лучше Бога, что они его дети. Поэтому семейные ценности лежат в основе религии и социальных норм, на ней возведенных. Сэм смог побороть Люцифера и отправился с ним в клетку. Дин же возвращается к бывшей девушке и ее сыну, пытаясь зажить спокойной семейной жизнью. Неизвестно, как дела обстояли на самом деле. Возможно, студию не устроил такой «хэппи-энд». В итоге Сэм появляется в финальных кадрах, смотрит на счастливого (или почти счастливого) Дина и уходит. Так было положено начало для следующего, шестого сезона.

В каком-то смысле сюжет первого эпизода нового сезона определил судьбу сериала на следующие десять лет. Героев не будет отпускать сюжет. Им придется возвращаться в «семейный бизнес». Так Сэм и Дин будут сменять друг друга вплоть до финала всей истории. Помимо этого, еще сильнее развилась тема предопределенности судьбы, заложенная Крипке. Усложняются отношения Небес и человечества. Остановив апокалипсис, Сэм и Дин поставили Рай в трудное положение. Понимая это, Кастиэль решил помочь своим собратьям, сговорившись с Кроули за спиной у Винчестеров. В попытке помочь Небесам Кас обезумел, поглотив огромное количество душ из Чистилища и приблизившись по мощи к Богу. Во второй раз был воскрешен Сэм, но без души, что открывает довольно любопытную тему для размышления: что есть душа и нужна ли она человеку?

Что ни говори о последовавших сезонах, но новая веха в истории «Сверхъестественного» началась на мрачной ноте, несмотря на постепенную утрату киноязыка первых пяти сезонов. Зато главную идею о значимости семьи создатели уловили и довольно успешно стали ее развивать. Так, в том же шестом сезоне появляется дедушка Винчестеров — Сэмюэл Кэмбелл, которого воскресил Кроули. Дин все никак не мог наладить с ним отношения, а когда выяснилось, что Сэмюэл втайне работает на своего воскресителя, Дин назвал его предателем. С одной стороны, Сэмюэл продал своих внуков демону, с другой — ему обещали вернуть погибшую дочь Мэри (маму Сэма и Дина). Так сценаристы размышляют о том, заканчивается ли семья на крови. Конечно же, нет — отвечают нам авторы сериала и делают Каса практически третьим братом Винчестеров. Сценаристы, чтобы подтвердить этот статус Кастиэля, «кивают» в сторону «Лебединой песни» и повторяют сцену с избиением Дина Сэмом, одержимым Люцифером. Только на место Сэма теперь становится Кас.

Но мало быть семьей, ее нужно поддерживать. И тут авторы задаются новым вопросом: как сохранить семью? И с каждым новым сезоном Винчестеры приходят к одному и тому же ответу: прощение. Потому как недостаточно одного лишь откровения или принятия, необходимо переступить через гордость. К примеру, взять разговор братьев в заброшенной церкви из финальной серии восьмого сезона. Конечно, сначала Сэм открывается Дину и рассказывает, в чем исповедался. Дин тоже в определенном смысле решается на откровение.

Не менее важен и контекст разговора. К моменту финала восьмого сезона Винчестеры потеряли Бобби, который практически заменил братьям отца, Дин попал в Чистилище, а выбравшись оттуда, сдружился (даже породнился) с вампиром Бэнни. Усугубляет ситуацию и тот факт, что Сэм не стал вытаскивать брата из Чистилища и обрел шанс на семейное счастье с девушкой. Дин был не в восторге и затаил обиду на брата, за которой скрылась зависть. На примере данного эпизода видно, что авторы, пришедшие на смену Крипке, нашли «дойную корову» для последующих сезонов «Сверхъестественного» - братскую любовь Винчестеров. С каждым новым сезоном она проходит проверки на прочность, и каждая сложнее другой. Поэтому с уверенностью можно заявить, что ключевым изменением в сериале стало отношение к главным героям. С каждым сезоном Сэм и Дин стали больше походить на героев древнего мифа и больше отрываться от мира, в котором живут. Что уж говорить, если в серии «Фанфик» братьям противостоит Каллиопа – древнегреческая богиня (муза), которая воспринимает Винчестеров не как живых людей, а как персонажей. Частые воскрешения и ссоры Сэма и Дина представляются атрибутами одиссеи Винчестеров. Подобному отношению к истории «Сверхъестественного» поспособствовало расширение «бестиария». Помимо новых монстров, появились и новые разновидности ангелов и демонов. Однако во всей картине замечательно то, что история постепенно приводила зрителей к тому, чем все закончилось.

Затронув тему финала «Сверхъестественного», нельзя обойти стороной ключевую фигуру — Бога/Чака. Сам Крипке говорил, что Чак Ширли изначально не задумывался как Бог, а стал им лишь в финале пятого сезона. Бесповоротно Винчестеры двигались к финалу с момента непосредственного участия Чака в их приключении. И появился он как нельзя вовремя. Технически Бог был на стороне Винчестеров, но если всмотреться в суть его притязаний, то станет понятно, что Чак преследовал личные эгоистические цели. Именно с этого момента начинается игра не только с героями, но и со зрителями. Стоит заметить, что каждая значимая сцена с Чаком имеет двойную трактовку.

Нетрудно увидеть, что Бог у Крипке и Бог последующих сезонов — это не один и тот же персонаж. В первых сезонах он скорее был незримым участником и наблюдателем. В одиннадцатом он постепенно становится злодеем, в последних двух — окончательно им стал. Если рассматривать Чака не как Бога, а как писателя, то причины его антагонистических наклонностей кроются в том, что он перестал писать для читателя. А стал им для самого себя. Оттого его прихоти относительно смерти Сэма и Дина непостоянны. Он даже снова вписал себя в сюжет, заметно расширив свою роль до полноценного злодея-победителя. Таким образом, финал «Сверхъестественного» — это послание другим авторам. Они должны понять, что судьба героев — это не просто буквы и строчки, а целая жизнь, и ее следует творить и созидать.

Персонаж Роба Бенедикта скрывает в себе целый метаподсюжет сериала. Герои (в нашем случае Сэм и Дин) должны не просто плыть по сюжету, переходя от одного злодея к другому, но жить в нем. Пришедший на смену Чака Джек (нефилим) олицетворяет подобную концепцию. Став богом, он не может больше участвовать, он должен созидать и творить. Или совершенствовать имеющееся, например Рай. И заканчивается история самым человечным образом. Вернее сказать, закольцовывается. Началась с Сэма, на нем же и закончилась. Он умер, как и Дин, потому что он человек – как и те, другие, кого Винчестеры спасали все эти годы.

В итоге сериал «Сверхъестественное» оказался одним из самых неоднозначных произведений современности, которое смогло говорить о религии, семье и в принципе о человеческом бытии со всеми его пороками и благородством. Уникальным его без сомнений сделали смелось сценаристов и человечность всей истории, несмотря на монстров, призраков, ангелов и демонов. Как ни посмотри, но последующие сезоны были этапами взросления сериала. Устами своих героев создатели говорят, что были и трудные периоды, например 13 сезон о противостоянии с британскими Хранителями Знаний. Но при этом нельзя не отметить, что идеи Крипке не были забыты. А разнообразие противников и историй, с ними связанных, добавило или усилило некоторые аспекты повествования, что, к сожалению, не столь заметно. Однако, что самое главное, «Сверхъестественное» — это пример сериала, создатели которого смогли отпустить своих героев и оставить после себя наследие, вдохновившее как зрителей, так и авторов.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)