ГОЛЕМ

Издание второе, переработанное

 

Я такая же, как вы. Во мне течёт кровь демонов. Я разрываюсь между желаемым и действительным.

Меня воспитали как человека, и поэтому я никак не могу найти ответа. Я — демон печали!

Кёко Карасума

 

Охотников на нечисть в массовой культуре — просим прощения за тавтологию, масса. Уж кого мы только ни видали: и одиночки, и небольшие стихийно сформировавшиеся отряды, и крупные полицейские и армейские подразделения... Но люди против нелюдей — это как-то обычно, заезжено, правда? Никого этим уже не удивишь. Поэтому многие авторы, чтобы отличиться от коллег, на роль охотников выбирают зачастую самих представителей этой нечисти, либо помесь охотников и жертв. Вот тут уже интереснее: можно выстроить конфликт, поиски себя и всё такое прочее...

Однако и тут уже наработаны штампы, появились клише и общие места. Поэтому для действительно хорошей истории автору непременно нужно что-то ещё, какой-то особый колорит, или примечательные персонажи, сопровождающие главного героя и противостоящие ему, или философия, разлитая по поверхности, либо скрытая в глубинах произведения, или всё это вместе. И ведь согласитесь, не каждый писатель или сценарист способен сделать интересную историю, задействовав различные компоненты.

Одзи Хирои, автору сценария десятитомника «Тёмные материалы Кёко Карасумы», это удалось. Манга получилась по-настоящему захватывающей, динамичной, остросюжетной, жестокой. Немалая заслуга в этом была и соавтора Хирои — художника Юскэ Кодзаки. В их творении поначалу обычная охота на демонов (хотя нет, с самых первых страниц она не была обычной) постепенно перетекает в нечто иное, нечто большее. И в итоге тема борьбы с нечистью почти совсем сходит на нет, уступая место другим проблемам и вопросам.

Но начнём по порядку.

Ко времени выпуска первого тома «Тёмных материалов...» Хирои уже был достаточно известен как автор серии игр «Sakura Taisen», которая в итоге разрослась достаточно широко, в том числе получила реализацию в виде аниме и манги. Кодзаки же к тому времени, хоть и не был совсем уж неопытным начинающим художником, но крупными проектами не занимался. «Кёко Карасума» — первая его продолжительная работа.

Работа эта растянулась на целых десять лет — ровно столько и томов в самой манге. Первая книга вышла в 2003 году, последняя — в 2012. Условно десятитомник можно разделить на три части: начальные три тома; серединка, состоящая из четырёх книг; заключительные три тома.

Фон истории таков: события происходят после 2050 года, и это единственная дата, которая нам названа прямо. Именно в этом году всему населению Японии начали вживлять в голову чипы. Действительно, действие разворачивается как минимум во второй половине XXI века, но мало что изменилось по сравнению с нашим «сегодня». Собственно говоря, чипы в головах — это единственная примета будущего.

Над древней страной богов Японией сгущаются сумерки: мир демонов (так их называют в нашем переводе; в оригинале же это Они / Oni), издревле существовавший бок о бок с миром людей, активизируется. Всякая нечисть, раньше по большей части тихо сидевшая в укромных уголках, начинает показываться, и людям это не сулит ничего хорошего. Для борьбы с демонами и существует в полиции Асакусы (центральный район Токио) специальный отдел безопасности. Именно в нём трудится шестнадцатилетняя детектив Кёко Карасума — главная героиня повествования.

Часть первая. Начало войны

Манга официально не разделяется на сюжетные арки, но условные границы провести очень легко. Первая, вступительная часть раскрывается перед нами в трёх книгах.

Первый том «Тёмных материалов...» — это такая вводная часть к введению, если позволено так сказать. Авторы неспешно знакомят нас с основными персонажами и завязывают первые сюжетные ниточки. Главная героиня — Кёко Карасума, в первом томе она вообще выглядит почти как подросток. Тем не менее, это не мешает ей отлично справляться с обязанностями полицейского. Начальник отдела безопасности и наставник Кёко — Кодзо Митамура, её напарник — Реймонд Кумано. И ещё Исэ — молодой сотрудник, недавно окончивший университет, служащий по большей части в качестве мальчика на побегушках. Отдел безопасности занят важным делом: он истребляет нечисть в Асакусе. И хотя вышестоящее начальство не верит в существование демонов, тем не менее, Митамуре и его подчинённым некогда сидеть без дела. Уже только в первом томе Кёко и Рею приходится столкнуться не с одним демоном, а дальше твари и вовсе полезут пачками.

В конце первого тома появляется и первый антагонист: Кирио Утида, молодой демон, любящий задавать каверзные вопросы. При первой стычке с Кёко он спрашивает её: знаешь ли ты, кто такая? Это даёт серьёзный толчок не только развитию сюжета, но и становлению главной героини. Задумываясь над этим, Кёко понимает, что она, в общем-то, ничего не знает ни о своих родителях, ни о своей родне. Девушка решает непременно выяснить это. Ступая на такой вот сюжетный мостик, автор сценария дальше «раскручивает» оставшиеся девять томов манги.

Вторая и третья книги продолжают неспешное повествование о житье-бытье полицейских детективов. Атмосфера накаляется, демоны начинают нападать на людей уже средь бела дня, на улице или в переполненном вагоне метро. Ясно, что близится нечто страшное и опасное, и вот постепенно становится ясно: это — ни больше ни меньше — война нечисти против людей. В связи с этим изменения касаются и отдела безопасности: со второго тома он переименован в отдел по борьбе с особо опасными преступлениями. В полиции между тем начинают задумываться о создании специализированного подразделения в ответ на растущую активность демонов. Кроме того, из Великобритании прибывает специалист Мики Сугиура, которой впоследствии и доверят командование новым подразделением. Изменилась даже и Кёко: если в первом томе она выглядела скорее как подросток, то начиная со второго гораздо больше похожа на молодую женщину.

От смены названия отдела работа детективов Кумано и Карасумы не изменилась: они всё так же охотятся на демонов, но уже не только в Асакусе, а по всему Токио. С каждым разом нечисть, кажется, становится всё сильнее, и справиться с ней всё более сложно. Что же касается Кёко, то её преследует Утида — и раз за разом он сеет в её душе тревогу и сомнения и наталкивает на один и тот же вопрос: кто она такая? Однако повествование не концентрируется на одной лишь главной героине. У Реймонда Кумано есть свои скелеты в шкафу, и в третьем томе мы узнаём, как он попал в отдел под начальством Митамуры и почему так ненавидит демонов.

Выясняется, почему в последнее время нечисть полезла отовсюду: дело в том, что много лет назад между людьми и демонами был заключён договор, который исполнялся в течение столетий. Но теперь люди отказываются расплатиться по условиям этого договора — и вот вам война! В полиции создано военизированное спецподразделение, которое впоследствии будет известно как ООО — отдел особых операций. Буквально краем глаза нам дают взглянуть на некоего таинственного Рикэя, который получит больше времени в заключительных томах манги, но уже здесь, в самом начале понятно, что он что-то затевает... На этой ноте ожидания худшего завершается третья книга, а с ней — и первая сюжетная арка «Тёмных материалов Кёко Карасумы».

Часть вторая. Якудза

Четвёртый том начинается с того, что в игру вступают серьёзные силы, а именно — якудза Тацуми Кано, который хочет — ни много ни мало — создать независимое государство Тохоку (район на востоке Японии, где издавна жили демоны). Для воплощения своих планов он задействует многочисленные связи и пользуется многочисленными ресурсами, что оказались в его распоряжении. Поначалу цели Кано неясны, но довольно скоро он озвучивает свои требования правительству Японии: дать независимость району Тохоку, чтобы образовать государство демонов. Как мощный козырь в рукаве он держит ядерную бомбу, кружащую над Токио! И пока правительство решает вопрос, как одновременно не допустить воплощения планов террориста и спасти столицу от ядерного взрыва, кому иному как не сотрудникам отдела по борьбе с особо опасными преступлениями остановить этого сумасшедшего якудзу?

Кано не так прост: он умеет отвлекать внимание, чтобы проворачивать свои тёмные делишки. Для начала полиции приходится освобождать заложниц в буддистском храме, куда тех привели на так называемую церемонию «кормления голодных демонов». Об этом рассказывается в четвёртом томе, а в пятом — новая операция по пресечению поставки демонам оружия. И в том, и в другом случае задействованы не только Кёко и Рей как представители отдела по борьбе с особо опасными преступлениями, но и военизированное подразделение полиции во главе с Мики Сугиурой и Кунио Сибатой, очень опытным борцом с нечистью, некогда работавшим вместе с Митамурой. Но это всё цветочки по сравнению с тем, что начинается в шестой книге! После появления парочки колоритных демонов Иоро и Нисимагуры отдел особых операций выходит из строя почти в полном составе — в живых остаются лишь пятеро! Карасума и Кумано продолжают поиски Тацуми Кано и нападают на верный след, но тут появляется заклятый враг Рея, и тот оставляет Кёко одну, а сам отправляется сводить старые счёты.

Девушка продолжает поиски террориста, но на её пути возникает тот самый демон Иоро, устроивший резню членов отдела особых операций. Неизвестно, как для Карасумы закончился бы этот поединок, если бы не своевременное вмешательство вездесущего, кажется, Кирио Утиды. Так или иначе, Кёко выбирается из этого противостояния не только живой, но и с новой информацией. Иоро дал ей зацепку: на поиски своего прошлого девушке следует отправиться в Киото. Однако долг прежде всего: Кёко продолжает подбираться к Кано и к концу седьмого тома наконец находит его, а затем... исчезает!

Вторая сюжетная арка концентрируется на фигуре Тацуми Кано — человека, хотя борьба с нечистью продолжает идти полным ходом. В конце концов, даже сам якудза посылает своих приспешников, в том числе демонов, навстречу идущим по его следу детективам. Тут уже меньше зверообразных монстров — большинство демонов практически неотличимы от людей, — но зато атмосфера накаляется за счёт других средств. Сюжетные повороты не дадут заскучать, метания Кёко будут сохранять интригу. И хотя авторы не упиваются описанием смертей и увечий, но количество погибших в книгах 4–7 исчисляется десятками.

Ну, и сам Тацуми Кано, конечно — колоритнейший персонаж! Кёко очень точно заметила: «Он был как настоящий демон... хоть и родился человеком».

Часть третья. Общий сбор

Вторая сюжетная арка «Тёмных материалов...» заканчивается тем, что Карасума официально считается пропавшей без вести. На самом деле она добралась до Киото и пытается найти информацию о своей семье. Мы находим её спустя полгода после исчезновения, когда и в Токио произошли серьёзные изменения. Митамуру, превысившего свои полномочия при переговорах с Тацуми Кано, продержали эти полгода за решёткой, но затем выпустили и восстановили в должности. Место премьер-министра занял Курада — тот, кто отказался выполнять условия договора с демонами и из-за которого противостояние перешло в крупномасштабную войну. Теперь он намеревается истребить всю нечисть.

А Кёко в своих поисках наталкивается на одного демона в Киото, который подсказывает, как найти пару представителей клана Карасума. Те, вероятно, могли бы ей что-нибудь поведать. Кёко пробирается в тюрьму, где они сидят, ещё не зная, что её подставили. Братья Куроганэ — совсем безбашенные ребята, они были изгнаны из клана. За освобождение этих двоих (да и не только их — там ещё несколько камер открылись) Кёко сажают за решётку, и неизвестно, чем бы завершилось её времяпрепровождение там, если бы не помощь Райко Гобури — сотрудника киотоской полиции, который имеет с Кёко много общего. Во-первых, он тоже сирота, во-вторых, именно Митамура нашёл его в детском доме и воспитал. Но Гобури говорит и о том, что различает их с Кёко: у девушки ещё есть возможность встретиться с матерью.

Подобно первому тому для начальной сюжетной арки, восьмой для заключительной стал лишь вводной частью. В последних двух томах манги действие разворачивается по большей части в селении, где обосновались остатки клана Карасума; туда стягиваются все противоборствующие стороны. В этой деревеньке Кёко встречается с Сатоко Карасумой — своей матерью. Некоторое время, проведённое ими в беседах и просто в наслаждении обществом друг друга прерывается неожиданным вторжением Митамуры. К селению он пришёл, надеясь отыскать пропавшую девушку-детектива, но, видимо, не только и даже не столько её. Кёко узнаёт, что её мать и наставник знают друг друга уже более двадцати лет, и их знакомство состоялось при невесёлых обстоятельствах. Сатоко — единственная женщина, которую, как утверждает Митамура, он любил.

Тем временем вокруг деревни собираются мощные силы: это и братья Куроганэ, развлекающиеся на полную катушку (например, они взорвали комиссариат в Киото и заявили, что ответственность за этот акт берёт на себя клан Карасума); и опасные твари, не чувствующие боли, — демоны с юга; и отряд особых операций во главе с Сугиурой и Сибатой... Кёко с, кажется, обретённым отныне домом оказывается в окружении всех этих сил, которые не намерены отступиться от клана Карасума. Тени сгущаются, и в каждой из них затаился опасный противник, только и ждущий момента, чтобы наброситься на тех, кто ещё остался из некогда известной демонической фамилии. В десятом томе напряжение достигает апогея и наконец прорывается — кровавыми схватками с множеством трупов и раненых. Чем же кончится эта крупная битва для Кёко, её матери Сатоко, Кодзо Митамуры, Мики Сугиуры, Райко Гобури и остальных?..

Одзи Хирои всё рассчитал точно: в последнем томе напряжение достигает апогея. Буквально для каждого персонажа война между людьми и демонами превратилась в личное дело, и одержать победу в этой схватке — значит попросту выжить. А как выясняется, это порой очень непросто сделать. В последних трёх книгах обе противоборствующие стороны переходят грань: демоны здесь как с цепи сорвались, да и люди им под стать — озверели все.

Так что недаром «Тёмные материалы Кёко Карасумы» называются именно так: это действительно мрачная, можно даже сказать, безысходная история с небольшими лучиками света в тёмном японском царстве.

Если в первых трёх томах акцент сделан на визуальную составляющую, где обычные с виду граждане вдруг превращаются в безобразных монстров и начинают пожирать людей, то во второй сюжетной арке правит бал безумный якудза Кано — это скорее не ужасы, а триллер, напряжённый и динамичный. А заключительные три книги показывают нам мрак человеческой души — какого бы персонажа вы ни взяли, найдёте хотя бы частицу этой тьмы.

Вот возьмём главную героиню — Кёко Карасуму. Перед нами проходит история её взросления, осознания себя сначала как человека, ненавидящего демонов, а затем — как человека, в чьих жилах течёт демоническая кровь. И от этого никуда не деться, с этим приходится только смириться, как бы отвратительно это ни казалось девушке на первых порах, когда она только узнала, что отличается от обычных людей. Процесс осознания и принятия шёл достаточно долго, Кёко терзалась и мучилась, пытаясь найти поддержку. От Митамуры, ясное дело, она такой поддержки получить не могла, поэтому путь её и лежал в места, где находилась её родня. В прошлом своём и своей семьи Кёко могла бы найти ответы на терзающие её вопросы.

С течением времени девушка взрослела, ожесточалась, черствела. Конечно же, столько смертей, которые ей довелось и увидеть, и причинить, не могли не оставить след в её душе. Она видела зло и ненависть, подлость и предательство, все неприглядные стороны как человеческой натуры, так и демонической. И при этом Кёко понимала: она — человек по воспитанию и демон по природе своей — обладает пороками и тех, и других. Однако она обладает и достоинствами обеих рас. В итоге девушка стала своеобразным мостиком между миром людей и миром демонов. Кто знает, какова будет её судьба за пределами того временного отрезка, что мы видели в манге? Но, во всяком случае, она пришла к согласию с самой собой, что уже немало.

Но не одна только Кёко в центре внимания авторов. История Кодзо Митумары, самого противоречивого из персонажей, тоже проходит перед нашими глазами. В первом томе он предстаёт таким ироничным насмешником, так и норовящим кого-нибудь подковырнуть и не воспринимающим всерьёз даже важные вещи. Но обычно под такой маской простачка и скрываются самые сложные люди — как говорится, себе на уме. Если напарники Кёко — что Реймонд Кумано, надёжный товарищ по борьбе с нечистью, что Райко Гобури, присоединяющийся к ней в последних томах, — предстают как простые суровые парни, которые видны нам как на ладони, то Митамура — человек совсем иного рода. Кто он такой, какие желания владеют им — всё это открывается мало-помалу, постепенно, посредством воспоминаний и намёков других героев. Но Митамура, в отличие от тех же Кумано и Гобури, так никогда и не откроется нам полностью.

Кто же он на самом деле — герой, посвятивший себя сражению с демонами? Да, в какой-то мере. Или он — злодей, использующий, порой достаточно безжалостно, других в своих целях? И это верно, тоже в определённой мере. Он — эгоист, действующий всегда с первой мыслью о себе самом, а затем уже о ком бы то ни было ином. Но разве эгоист до мозга костей сумел бы воспитать таких людей как Райко Гобури и Кёко? В шестом томе Митамура открытым текстом признаётся: он беспокоится за девушку и пытается оберегать её, даже испытывает некоторое сожаление, что столько лет не давал истинной сущности Карасумы проявить себя. Впрочем, это была не внутренняя речь, а слова, обращённые к собеседнику, так что встаёт вопрос, в какой степени можно им доверять?..

Иные персонажи в манге тоже весьма колоритны: от красотки с базукой наперевес Мики Сугиуры до самоуверенного демона Кирио Утиды; от странной парочки демонов Иоро и Нисимагуры, один из которых хочет жить только в сражениях, а другая — подальше от них, до безбашенных отморозков братьев Куроганэ; от сумасшедшего якудзы Тацуми Кано до спокойного и благородного демона Кёмото, злейшего врага Рея Кумано. А есть ещё серый кардинал Рикэй, который наблюдает за всеми этими копошащимися, суетящимися и уничтожающими друг друга людьми и демонами, а сам делает своё тёмное дело: исподтишка, из-за угла, чужими руками...

В манге затрагиваются также многие другие вопросы, на которые не сразу обращаешь внимание. Кажется, любой, самый эпизодический персонаж имеет свою историю и заставляет читателя задуматься на ту или иную тему. Надо только внимательнее вчитываться и всматриваться, чтобы разглядеть всё, что заложено авторами.

А посмотреть тут есть на что! Сценарий Одзи Хирои, хороший, ладный, без лишних заморочек, подкрепляется замечательным рисунком Юскэ Кодзаки. Художнику одинаково хорошо удаются и динамичные сцены, и спокойные пейзажи на целый разворот. Динамика передана всегда живо и ярко, мимика героев тоже на высоте. Детализация, фоны — видно, что проделана большая работа. Персонажей всегда можно отличить один от другого, в манге почти не встречаются герои с похожими лицами. Художник работал над «Тёмными материалами...» долгих десять лет — и сам позже признавался, что для него это был медленный темп. Но оно того стоило: приятно взглянуть на любую страницу любой из десяти книг.

К сожалению, на русском «Тёмные материалы Кёко Карасумы» изданы не полностью — только первые восемь книг. Найти оставшиеся два тома — задача не совсем уж лёгкая, полные комплекты можно отыскать только на французском, немецком и нескольких азиатских языках, не считая, конечно, оригинального издания — японского. Но даже восемь томов — это уже неплохо (особенно в сравнении с четырёхтомным итальянским и пятитомным чешским комплектами).

Что же, остаётся только надеяться, что когда-нибудь мы увидим «Кёко Карасуму» на русском в полном объёме. Без сомнения, она этого очень даже достойна!

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх