DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Повседневный ад

Черная обезьяна (роман)

Автор: Захар Прилепин

Жанр: реализм, черный юмор, социальная сатира, детектив

Год издания: 2011

Похожие произведения:

  • Ишмаэль Бих «Завтра я иду убивать. Воспоминания мальчика-солдата» (роман)
  • Узодинма Ивеала «Безродные звери» (роман)
  • Курт Воннегут «Рецидивист», «Завтрак для чемпионов» (романы)
  • Ирвин Уэлш «Экстази» (роман)
  • Чак Паланик «Колыбельная» (роман)
  • Федор Достоевский «Преступление и наказание» (роман)
  • Рецензию на данную книгу хочется начать со слов самого автора о ней:

    «”Черная обезьяна” — это еще об одной проблеме. Понимаете, в России все меньше остается пространства для бытия нормального русского мужчины — где бы он мог реализовать свою пассионарность. Сейчас совершенно невозможно представить на первых полосах газет людей, занимающихся, прошу прощения, созидательным трудом: успешного офицера, фермера, шахтера. Все медиапространство у нас заселено шоу-бизнесом — людьми, которые отчасти похожи на нормальных мужчин и женщин, и то не всегда. Когда я писал «Черную обезьяну», то как раз и хотел выразить ту мысль, что современному мужику просто нечем заняться — ни космоса, ни Байконура, ни океанских глубин, и поэтому он сплошь и рядом погряз в какой-то невозможной похоти. Главный герой, отвратительнейший персонаж, шляется все время по бабам и превращается в эту пресловутую черную обезьяну. Книга вызвала совершенно неожиданную реакцию. Известный певец, сочинитель веселых песен Сергей Шнуров из группы «Ленинград» тоже прочитал ее. И он, как мне рассказывали, дочитав, вынес книжку во двор и торжественно сжег. Это мне понравилось, прямо скажем».

    Прилепин-личность — фигура спорная, противоречивая, в чем-то даже опальная. Журналист, активист, политический и гражданский деятель, русский патриот, меценат, издатель, военный, бывший боец ОМОНа, участник и ветеран нескольких войн на территории бывшего СССР. Прилепин-писатель — это, без сомнения, глыба. Один из крупнейших русских прозаиков современности. Его книги любят или ненавидят, но мало кого они оставляют полностью равнодушным.

    Весь смысл романа «Черная обезьяна» по сути заложен в приведенной выше цитате из интервью автора. Главный герой — человек неприятный, даже мерзкий. Пассивный и ленивый обыватель, погрязший в скуке, безделье и похоти. Его мало что интересует, а сам он мало к чему стремится. Прилепин рисует вокруг него картины настоящего ада. Именно настоящего, реального. Ада провинциального запустения, разморенного летней жарой, постсоветской и новороссийской разрухой, ленью, зажиточностью. Того самого ада, которым любят бравировать порталы вроде «Дождя» или «Радио Свободы», которые в свою очередь так нежно и трепетно «любит» сам Прилепин. Однако в его исполнении это выглядит скорее не обличением реальности в стиле «как страшно жить — пора валить», а неким заигрыванием с социальным мраком, умелым и осознанным гротеском, тени в котором сгущаются до такой степени, что становятся не чем-то реальным, а пародией на самих себя.

    Главный герой, корреспондент мелкой газеты, берется за журналистское расследование, связанное с жутким, страшным, запутанным и нераскрытым делом, когда за одну ночь целый подъезд дома был вырезан неизвестными убийцами. Все ниточки преступления указывают на то, что резню устроили некие «гномы», то есть обычные дети. Расследование открывает двери в секретные лаборатории, тайны спецслужб, теории заговоров… но ни к чему толком не приводит, скатываясь в пучины метафизического и сюрреалистического безумия, детской и подростковой жестокости, авторские размышления ни о чем и сразу обо всем. Есть в книге и совсем уж без шуток гениальные вставки. К примеру, армейские воспоминания главного героя и две исторические интерлюдии. Первая повествует об армии подростков, которые с особой жестокостью и без особого смысла штурмуют города во времена античного Рима, в другой рассказывается о современных детях-солдатах в неназванной африканской стране. Сочащаяся со страниц жестокость, рабство, наркотики, геноцид, миротворцы, французские легионеры и красивая белая женщина Анджелина в виде новой Богородицы. А еще благородные гопники, разбитые семьи и сожженные в печи котята. Пусть это не будет спойлером, в двух словах все равно не описать эффекта от «Черной обезьяны». Трэш, чернуха, аморальщина — самые невинные критические отзывы на роман на книжных порталах. Но, как уже упоминалось, никто не сказал о книге лучше самого автора.

    Если проводить литературные параллели, роман больше всего напоминает работы мэтра контркультуры Чака Паланика, книги которого также нередко отклоняются от основного сюжета, а зачастую параллельные темы и вовсе начинают доминировать над ним. Социальный и сатирический подтекст перекликается с Воннегутом, который клеймил общественные нравы, политиканов и радикалов. Еще «Черная обезьяна» неслабо отдает Достоевским. Вокзальная проститутка Оксана у Прилепина становится ни много ни мало реинкарнацией Сонечки Мармеладовой.

    Чего у Прилепина не отнять — стиля. Его проза дышит жизнью, бьет энергией, играет красками, бурлит и клокочет. Автор умеет писать страшно о простом и просто о страшном. О любви, о жизни, о русских солдатах в Грозном, о молодом террористе Саньке, о простых рабочих пацанах с окраин. О людях оттуда же.

    С окраин городов, блеска, морали, ада, смысла, жизни.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)