ГОЛЕМ

Оно / It

США, 2017

Жанр: ужасы, драма, приключения

Режиссер: Андрес Мускетти

Сценарий: Чейз Палмер, Кэри Фукунага, Гари Доберман

В ролях: Джейден Либерер, Джереми Рэй Тейлор, Софиа Лиллис, Финн Вулфард, Чоузен Джейкобс, Джек Грейзер, Уайатт Олефф, Билл Скарсгард, Николас Хэмилтон, Джейк Сим

Похожие произведения:

  • «Оно» (роман, 1986)
  • «Оно» (мини-сериал, 1990)

Оно

Экранизация классики – дело неблагодарное по определению. Какой бы шедевр ни был в итоге снят, всегда найдутся те, кто скажет, что книга лучше. Ну а если экранизация далеко не первая, к ним добавятся приверженцы предыдущих киноверсий. В итоге на создателей новейшей экранизации культового романа Стивена Кинга «Оно» легла даже не двойная, а тройная ответственность: во-первых, передать дух оригинального произведения, во-вторых, ни в чем не уступить мини-сериалу 1990 года и, в-третьих, избежать тупого копирования сюжета книги, чтобы смотреть фильм было интересно.

Задача не из легких, но и люди, причастные к созданию фильма, судя по послужным спискам, привыкли работать на качество, а не на количество. Так, для режиссера Андреса Мускетти «Оно» стало второй полнометражной работой, тогда как первой был фильм «Мама» – один из лучших хорроров 2013 года, наряду с «Заклятием». Да и сценарист Гари Доберман хоть и имеет в активе достаточно спорные работы, но факт причастности к созданию «Проклятия Аннабель» и его недавнего сиквела с лихвой их перекрывает.

Итак, что же получилось в итоге?

В центре сюжета небольшой городок Дерри в штате Мэн, который захлестнула волна загадочных убийств. Противостоять неведомому злу будет компания из семерых «детей-неудачников», у одного из которых погиб младший брат, – в общем, здесь отличий искать не стоит.

Оно 

Разумеется, с учетом объема оригинального романа попытка уместить ключевые моменты книги пусть даже в 2,5-часовой фильм обречена на провал, поэтому идея разделить сюжет на две самостоятельные части выглядит вполне логично. Да и в том, что кинговские дети 50-х в рамках экранизации перенеслись в 80-е, тоже нет ничего криминального, так как сегодняшний зритель в массе своей воспринимает этот период так же, как первые читатели оригинального романа – 1958 год.

Сам сюжет тоже отличается от оригинала, но отличия эти сделаны очень грамотно – на уровне мелких деталей и поворотов, тогда как ключевые и наиболее драматичные моменты из романа получили очень достойное воплощение на экране. Тут, конечно, нельзя не отметить как игру юных актеров, так и сценарий, благодаря которому их образы получились живыми и многогранными, какими они и были в книге. Ведь Оно питается страхом, и главные герои – его идеальные поставщики: компания «неудачников», каждый из которых находится под давлением, будь то издевательства старшеклассников, домогательства отца-педофила или паранойя свинообразной мамаши.

Было бы большой ошибкой при создании новейшей экранизации опуститься до банального ужастика, ведь роман «Оно» – это смесь темной фантастики и драмы. Тема детских страхов и взросления просто не может быть полностью раскрыта в рамках чистого хоррора. В итоге ощущения во время просмотра порой сродни тем, которые вызывает остросюжетная драма, главные герои которой – дети.

Оно 

На этом фоне Оно не должно и не оттягивает на себя основное внимание зрителя. В первую очередь, это пусть и смертоносный, но во многом метафоричный образ: победить его – значит окончательно повзрослеть. В свете этого тот факт, что порой его воплощения кажутся не столько страшными, сколько нарочито гротескными (тот же прокаженный), выглядит вполне логично: детские страхи порой имеют совершенно иррациональную природу, которую взрослый понять уже не в состоянии.

А как же главное и наиболее колоритное воплощение Оно, клоун Пеннивайз? Да, он тоже не лишен гротескной составляющей – чего только стоят его многочисленные зубы. Но вопреки ожиданиям скептиков, изюминкой этого образа стали вовсе не навороченные спецэффекты. Наверное, его нельзя однозначно назвать самым страшным клоуном в кино, но вот претендовать на звание самого коварного и гадливого Пеннивайз в исполнении Билла Скарсгарда имеет все основания. Тут, кстати, нельзя не отметить и тех, кто ответственен за русскую озвучку, поскольку коронные реплики клоуна «Хочешь шарик? Ты будешь летать. Мы все здесь летаем», произнесенные вкрадчивым голосом с деланно безобидным выражением лица и едва скрываемой кровожадной ухмылкой, западают в память куда сильнее, чем его более жестокие проявления.

Оно 

Вообще, что касается кровавых сцен, тут есть повод для ложки дегтя. В первую очередь, не слишком убедительно смотрится маленький Джорджи с оторванной рукой, да и в эпизоде с битвой камнями прямо-таки напрашиваются крупные планы сочных ссадин и подбитых глаз. Впрочем, этих деталей явно мало для того, чтобы перекрыть достоинства картины.

Разумеется, элементам классического хоррора в фильме место также нашлось. Чего только стоят наваждение Беверли Марш или эпизоды в заброшенном доме ближе к финалу. Тут уже впору забыть о фантастической драме и от души побояться.

Нельзя не отметить и сам финал, который выстроен так, что у человека, не знакомого с первоисточником, будет четкое ощущение законченности истории. Впрочем, те, кто знаком с оригиналом, наверняка прочтут на лицах героев массу невысказанного, ведь для «неудачников» «последнее лето детства» еще впереди, а значит ждите продолжения – ориентировочно в начале 2019 года.

Что же касается уже вышедшей первой части, то, несмотря на мелкие недочеты, можно констатировать, что поставленную задачу она выполнила. Нет, конечно, не на 100 %, ведь наверняка кому-то и Пеннивайз в исполнении Тима Карри ближе и роднее, кто-то посетует, что в книге образы раскрыты глубже, а кто-то будет пенять на предсказуемость сюжета или ворчать, что ужасов маловато, но, как мы уже отметили вначале, экранизация классики – по определению дело неблагодарное… 

Оно


Редакция выражает благодарность компании «Caro Premier Film» за приглашение на пресс-показ картины.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх