DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Re-жизнь — выброшенный в мир Ужасом

Наше сознание обращается к вопросу Бытия, когда начинает поиски смысла. Однако вместе с тем рассматривается и возможность Небытия. Страх же, в отличие от сущего, является «дыханием» Ничто и обнаруживается через него.

Re-жизнь — заброшенность в мир

Ужас в достаточной сфере освещается в массовой и академической культуре, в связи с чем возникает иллюзия его изученности. Это защитная реакция сознания на неизвестность, неустойчивое положение человека в мире и потенциальную угрозу. Отличие страха от ужаса в том, что последний не имеет прямого объекта: он сопровождает людей на протяжении всей жизни.

Парадокс человеческого бытия заключается в амбивалентности его места в мире. С одной стороны, он «заброшен» в мир, с другой — сознательно преобразовывает его. Но когда происходит разрыв шаблона, то возникает состояние не-по-себе, в котором ситуация выбора более сложна, чем предопределенная роль. Например, независимый голос совести страшнее страха собственной смерти. Ситуация «Рождения — Выбрасывания [Re-жизни]», творимая ужасом и соотносимая с размыканием бытия. Бытие как бы распахивается полностью, и начинается re-жизнь — ужас выбрасывает человека в мир, что ощущается последним как выбрасывание как присутствие «в».

Сущность людей такова, что они, найдя опору и место в мире, успокаиваются. Но ровно до того момента, как их не настигнет ужас. Именно тогда ответственность за свою жизнь возлагается на самого человека, как если бы он предстал перед Богом, по Сёрену Кьеркегору. Также ужас раскрывает свое подлинное предназначение, приближая человека к смерти. Почему безобидный страх темноты перетекает в животрепещущий ужас? Потому что он открывает человеку возможность существования потустороннего окружения в мире и уединяет его с самим собой.

Ничто

Как правильно понять ужас? Ужас есть наивысшая форма сознания, которая существует в человеке как Небытие. Победить его — значит найти смысл в собственной смерти, но это возможно только пока есть жизнь. Ужас можно рассматривать по отношению к нескольким аспектам: к человеку, к Бытию, к самому себе, к Ничто, к мышлению. Мартин Хайдеггер считал, что человеческое сознание выстраивает Бытие вокруг себя в форме мира, границы которого определяются на фоне Ничто.

Ничто — это геометрическое пространство неточных представлений, неудачных проектов и придуманных или исчезнувших существ. Ужас охватывает человека, когда Ничто появляется в Бытии в виде изуродованных или несуществующих предметов. Но если оно не поддерживается Бытием, то рассеивается на его фоне. И это единственный способ уничтожения Ничто. Мартин Хайдеггер предполагал, что обретение опуса экзистенции возможно в случае, если присутствует беспредметный ужас. Отличительная черта человеческого присутствия в мире — это понимание, которое заложено с рождения. Важнейший поступок людей за всю их жизнь — это попытка истолковать свое существование через принятие неизбежности смерти, не отчаиваясь при этом.

Dasein

Мартин Хайдеггер вводит в собственную философскую концепцию сложную категорию Dasein (с немецкого дословно «Здесь–бытие», «Вот–бытие»), которая описывает человеческую способность воспринимать и исследовать Бытие. Иными словами, это экзистенция. Она может существовать только потому, что ее носитель смертен. Dasein имеет свою темпоральную структуру. Обрести свой модус экзистенции можно при особом понимании бытия, где присутствует ужас, существующий в пределах модальности Действительности и Недействительности. «Угрожающее потому и не может приблизиться сюда по определенному направлению внутри близости, оно уже «вот» – и все же нигде, оно так близко, что теснит и перебивает дыхание – и все же нигде» — пишет Хайдеггер.

В соответствии с этим ужас можно классифицировать следующим образом:

  1. Ужас как модальность действительности, соответствующий объективной реальности, не может быть предположительным и направленным в будущее. Его темпоральная ось — настоящее. Единственное исключение — это неизбежная смерть, которая произойдёт когда-то в будущем. Именно предопределенность позволяет отнести ее к факту действительности.
  2. Ужас как модальность недействительности, где угрозу невозможно измерить качественно, поскольку она находится за границами Бытия и затрагивает его ирреальную сторону и носит желаемый, предположительный, возможный и сомнительный характер.

Таким образом, положение человека в мире лишено однозначности, а потому требует постоянного изучения. Разрыв шаблона и отказ от выбранной роли сталкивает его лицом к лицу с Ужасом, который инициирует «второе рождение» и осознание человека как самого себя в новом качестве. Феномен ужаса следует рассматривать как особую модальность бытия в реальной и ирреальной формах. В каждой из них ужас открывает себя по отношению к мышлению, Ничто, самому себе и Бытию. Необходимо понимать, что страх имеет конкретный объект, в то время как ужас нивелирует объекты и открывает возможную иррелевантность страха.

Комментариев: 4 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мирон Высота 20-07-2022 19:35

    Немного не понял контекст термина "иррелевантность" здесь.

    И в целом, я правильно понимаю, что "ужас" - это что-то вроде побочного эффекта при осознании себя в новом качестве. Или, наоборот, "ужас" провоцирует этот переход?

    Учитываю...
    • 2 non-being 21-07-2022 00:51

      Мирон Высота, страх иррелевантен в позициях ужас — мысль; ужас — Ничто; ужас — ужас; ужас — Бытие.

      Ужас является причиной того, что человек начинает осознавать себя в новом качестве, он (ужас) инициирует «второе рождение», тем самым заставляя пересматривать взгляды на мир и самого себя — т.е. происходит повторное выбрасывание в мир или, если говорить прям очень окказионально, re-жизнь.

      Учитываю...
      • 3 Мирон Высота 21-07-2022 20:33

        Баязид Рзаев,

        Спасибо.

        Хайдеггер мне очень тяжело давался в университете.

        Зато Кафка в этом контексте смотрится очень органично.

        Учитываю...
        • 4 non-being 22-07-2022 14:02

          Мирон Высота, вам спасибо.

          Хайдеггера, как мне кажется, сильно усложнил Бибихин. Вообще относительно бибихинского перевода в отечественной философской "тусе" мнения разделились. Одни говорят: "Гениально, прекрасно!", вторые: "Нечитабельно и сложно". Я из вторых. Потому что, помню, читал Хайдегера в оригинале и многое понял даже со своим B2.

          Учитываю...