DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Ретрообзор. Nosferatu: The Wrath of Malachi

Холодные темные замки, заполненные нечистью и звоном ржавых цепей. Слабый свет старых восковых свечек. Бесконечные лабиринты коридоров и огромных залов, где за окнами царит вечная ночь. Разрушенная мебель, покрытая пылью и вязкой паутиной. И где-то здесь, в обители зла, таятся те, кто желает вкусить сладкой плоти любого, невольно ставшего гостем. Бледная кожа, каменное лицо, красные глаза с выражением животной жажды. И длинные, тонкие и острые, как иглы, клыки...

Сразу вспоминается знаменитая серия «Castlevania», где именно в таких декорациях герою предстояло совершить геноцид особо опасных и смертоносных существ, чтобы дойти до самого графа Дракулы! Собственно, серия тем и знаменита, что по атмосфере напоминает старые ужастики про вампиров, при этом радуя целым зоопарком нечисти: тут вам и ожившие скелеты, и летающие головы, и летучие мыши, и зомби, и призраки, и даже чудовище Франкенштейна. С момента выхода первой части (а это было в 1987 году) было выпущено бессчетное количество сиквелов, приквелов, спин-оффов и перезапусков, и даже так многие думали, что больше достойных игр на вампирскую тематику просто не существует. Но малоизвестная студия IdolFX доказала обратное. Их «Nosferatu: The Wrath of Malachi» оказался не столько билетом в мир готического хоррора, сколько по-настоящему крепкой игрой, которая лишний раз доказала: вампиры — это чудовища, и их надо бояться, а не любить.

Главный герой — наследник аристократичной семьи Джек Кроу (да-да, прямо как персонаж Джеймса Вудса в «Вампирах») — приезжает в старинный замок графа Цепеша на свадьбу сестры. Но из-за непредвиденных обстоятельств Джек опаздывает на день, и по приезде вместо торжественной встречи герой видит лишь мрак и запустение. Чемоданы кое-как разбросаны у ворот, замок окутан непроглядным туманом, а откуда-то из его глубин доносятся крики... Герою ничего не остается, кроме как, вооружившись лишь мечом, попытаться спасти членов семьи из когтей сверхъестественных существ.

Едва заканчивается начальная заставка, как главный герой оказывается в окутанным мраком внутреннем дворике старинного родового замка. Это — стартовая точка любого уровня, коих четыре. Каждый уровень представляет собой ту или иную часть замка: восточное крыло, западное крыло, кладбище и главный замок. С самого начала доступно лишь восточное крыло, пройдя которое можно открыть доступ и к другим. Но главное — это попасть в центральный замок. Естественно, путь от одного уровня к другому усыпан отнюдь не розами. Почему? Думаете, дело в противниках? Не угадали.

Чтобы сделать каждое прохождение интересным и непредсказуемым, разработчики придумали специальный алгоритм, который по-разному размещает помещения на уровнях (аналогичным образом работали темницы в «Daggerfall»). Например, легкомысленный игрок, решивший во втором прохождении как можно быстрее спасти родственников героя, зависнет еще на первой локации, пытаясь найти нужный ключ (а он тоже размещается где попало). И этот подход как нельзя лучше подходит для игры. Ведь в хорроре никогда нельзя быть уверенным, что за следующей дверью тебя ждет спасение. Игрок всегда должен быть в напряжении и быть готовым встретить демона, выпрыгнувшего из очередного темного угла. Конечно, это не относится к заскриптованным комнатам или моментам, но такое случается редко, да и то перед схваткой с каким-нибудь боссом.

Несмотря на обертку FPS, геймплей весьма нестандартен. Имея ограниченное количество оружия и боеприпасов, а также хилую выносливость, игроку предстоит зачищать помещения от различной нечисти в надежде добраться до того или иного родственника (как и ключи, родственники могут быть где угодно). К слову, хоть спасение родных и друзей героя и представляется основной задачей, этим можно не заниматься. И вот здесь игра делает разветвление: либо вы берете на себя роль спасителя, либо нет. Если всю игру персонаж действовал решительно и героически, то его ждет награда в виде облегченной схватки с финальным боссом; если нет — он лишается половины арсенала и будет проклинать все на свете в самом конце.

Само спасение родственников тоже покажется головной болью. ИИ ваших мам и сестер настолько гениален, что любой камень на пути воспринимает как необъемное препятствие, и ему ничего не останется, кроме как "бежать в него" или стоять без дела, становясь при этом драгоценным кормом для упырей или демонов. Если учесть, что субъект придется протащить через несколько этажей к главным воротам, то спасение окажется ничуть не проще, чем сражение с каким-нибудь боссом. Зато награда того стоит: благодарный персонаж подарит вам либо новое оружие, либо ключи, либо прочие плюшки, которые облегчат прохождение в дальнейшем.

Но, даже с учетом пополнения арсенала, разработчики не оставляют игрока на пару с чувством собственного достоинства. Например, в замке есть локации с бесконечным респауном противников. Или, даже если вы зачистили все крыло и вдруг решили вернуться обратно, то будьте готовы к повторной схватке (правда, враги могут быть другими и находиться в других местах). В такие моменты невольно вспоминается «System Shock 2», где возвращение на пройденный уровень грозило новыми бедами. И битвы с боссами (коих немного) попортят кровь: они быстрые, живучие, опасные. А предпоследний и вовсе требует не грубой силы, а смекалки (и запасных штанов). В общем, есть чем заняться.

А атмосфера... атмосфера здесь уникальна. Перечитайте первый абзац, помножьте его на два, и вы получите «Nosferatu» в чистом виде. А если вы еще и фанат старых фильмов про Дракулу (особенно версии студии Hammer), то испытаете настоящее эстетическое удовольствие (и ужас). В этом огромном замке вы обойдете каждую комнату, осмотрите каждый угол и даже пробежитесь по крышам, подвалам и чердакам. Невероятно, но редко сейчас можно встретить игру, где предстоит изучать абсолютно ВСЕ помещения, чтобы добраться до истины.

К сожалению, Nosferatu — несмотря на свою простоту, бюджетность (графика была не ахти даже на момент выхода), но умелый подход к пугающей составляющей, — оказался единственным удачным проектом IdolFX. Тем не менее им удалось создать по-настоящему крепкий хоррор, имеющий право на ремейк или хотя бы HD-переиздание. Несмотря на то, что игра ныне забыта, видимо, именно она породила волну игр про вампиров: спустя год вышла «BloodRayne», затем «Vampires Masquerade: BloodLines», а потом и «A Vampyre Story» (хотя это не хоррор). Но это уже другая история...

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)