ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Кровавая купель / Blood Crazy (роман)

Автор: Саймон Кларк

Жанр: хоррор, постапокалипсис

Издательство: АСТ

Год издания: 2000 (в оригинале — 1995)

Похожие произведения:

  • Стивен Кинг «Дети кукурузы» (роман)
  • Уильям Голдинг «Повелитель мух» (роман)

Проблема отцов и детей всегда стояла остро. Во все времена и поколения родители считали, что молодежь нынче «уже не та», а дети были твердо убеждены, что их родители ничего не знают о жизни в изменившемся мире. Но такие конфликты чаще всего заканчиваются более-менее мирно. Крики, оскорбления, гуляния допоздна, демонстративное хлопанье дверью и примирение в конце концов. Потом вчерашние дети сами вырастают и начинают учить жизни уже своих непутевых отпрысков. Но что если между взрослыми и детьми начнется самая настоящая война, в прямом смысле этого слова. Война на уничтожение, истребление. Когда одна сторона сошла с ума, превратившись в кровожадных маньяков, а другая взяла в руки оружие, чтобы выжить. Примерно такую реальность рисует английский писатель Саймон Кларк на страницах своего романа «Кровавая купель» (в оригинале «Blood crazy», что дословно можно перевести, как «Кровавое безумие» и как «Сумасшедшая (или бешеная) кровь»).

И в первую очередь надо сказать, что книга полностью оправдывает свое название. При чтении удивляешься, как заявленная в заголовке красная жидкость до сих пор не льется со страниц. Какого вам прочитать в книге об убийстве ребенка? Ничего особенного, скажут некоторые, читали и не раз. А десяти? Сотни? Тысячи? Начиная от почти взрослых уже подростков, заканчивая грудными младенцами. В романе их убьют, зарежут, выпотрошат, расчленят. Их тела бросят гнить, а головы, уши и зубы заберут с собой в качестве трофеев. Причем сделает это не кто-нибудь, не маньяки и не зомби, а их собственные родители, хоть и поддавшиеся некоему коллективному безумию. Конечно, насилие над детьми в художественных произведениях жанра хоррор — это все-таки немного нечестная игра, сродни удару в пах. Сочувствующий юным героям впечатлительный читатель всегда будет на их стороне, иной даже отбросит книгу, не добравшись до финала. Но стоит сказать, что и многие дети в «Кровавой купели» — далеко не невинные ангелы. А в экстремальных ситуациях, вроде той, что описывает Кларк, зачастую проявляются их самые плохие качества. Но, в общем, обо всем по порядку.

Главный герой романа — Ник Атен, типичный британский, что называется трудный подросток. Он не самый прилежный ученик в старшей школе, у него нет каких-то определенных планов на будущее, он школьный хулиган, футбольный фанат, любитель выпить, подраться и полапать симпатичных одноклассниц. У него есть заклятый враг — Таг Слэттер, такой же подросток-раздолбай, хулиган, скинхэд и, судя по всему, будущий постоялец английских тюрем. У Ника есть пара-тройка верных друзей, младший братишка-ботаник и родители. А еще у него скоро будут проблемы, очень-очень большие и смертельно опасные. В один из дней взрослые, все те, кто старше восемнадцати лет, начали сходить с ума. Они принялись убивать своих детей и всех, кто помладше. Обезумевшие взрослые начали сбиваться в стаи, наподобие классических зомби, и охотиться за выжившими детьми. Начался глобальный, общемировой геноцид, жертвы которого выбирались по возрасту. В этом плане сюжетная основа романа напоминает рассказ «Дети кукурузы» Стивена Кинга, только с точностью до наоборот и в гораздо больших масштабах. В начавшемся апокалипсисе Ник будет вынужден убегать, драться и убивать. По ходу своих смертельно опасных приключений он обретет новых друзей, новую семью, любовь и даже найдет общий язык с Тагом, который окажется не таким уж и плохим парнем.

Как и во многих других постапокалиптических произведениях, в «Кровавой купели» Кларк затрагивает тему того, что каким бы страшным и жестоким не был внешний враг (зомби, вирусы, восставшие роботы, инопланетяне, а в данном случае обезумевшие взрослые), самым страшным противником все равно остается сам человек. И дети — совсем не исключение в этом правиле. Перепуганные и разобщенные поначалу, они сбиваются в группы, основывают поселения и пытаются жить и выживать. Но со временем в таких общинах появляются лидеры и зачастую это не самые сильные и смелые, а самые подлые, хитрые и жестокие. Неудивительно, что в Китайской Империи самыми искусными палачами и мастерами пыточных дел зачастую назначали детей. Малолетки, вооруженные и пьяные от спиртного и свалившейся на них свободы, устанавливают в группах жестокие, фашистские порядки, где наказанием за любой проступок и непослушание является избиение, изнасилование или смерть. Наиболее популярными среди них становятся игры на выживание, где провинившийся в чем-то ребенок должен бежать кросс с горящей динамитной шашкой, прикованной цепью к руке. В новом мире все можно. Вчерашние дети свободны от родительского контроля. Мало того, взрослых можно и нужно убивать, иначе будешь убит сам. Тихие отличники превращаются в садистов, воспитанники церковных школ — в извращенцев и насильников. Экстремальные условия жизни пробуждают настоящих демонов из невинных детских душ. Здесь можно найти параллели с великим «Повелителем мух» Уильяма Голдинга. Хэппи-энд будет, но с горьким вкусом. Дети спасены, но кто спасет этот мир от детей?

Несмотря на общую мрачность, жестокость и творящиеся на страницах ужасы, «Кровавую купель» можно, не кривя душой, назвать отличным романом взросления. Пусть это и не «Над пропастью во ржи» от жанра хоррор, но вопросы в книге поднимаются вполне себе серьезные, насущные и, как говорится, вечные. От указанной выше проблемы отцов и детей до поисков себя и своего места в жизни. Главный герой Ник Атен пройдет сложный путь, который закалит и укрепит его, сделает умнее и, как это ни банально, взрослее. Он научится быть мужчиной и защитником, отвечать за свои поступки и за тех, кто ему дорог.

Роман написан ярким, живым языком. Ни на секунду читатель не усомнится в возрасте главного героя, от лица которого идет повествование. Так разговаривать и преподносить события умеют только подростки. Сюжет динамичный и захватывающий, нигде не провисает и не дает заскучать. Действие начинается с первых же страниц и не отпускает до самого финала. Не стесняется автор и грубых выражений, которые заботливо переведены на русский язык с должной аутентичностью. Забористое английское «Fuck!» здесь не будет звучать по-русски как «Ой-ей-ей», уж будьте уверены.

Как итог, «Кровавая купель» Саймона Кларка — это динамичный, жестокий, постапокалиптический почти что зомби-хоррор с интересной сюжетной основой и не лишенный серьезных тем и ярких героев. Эта книга наверняка понравится многим хоррор-фэнам, а любители всяческого сплаттерпанка будут от романа в полном восторге. 

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх