DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Санта-Клаус — охотник, революционер, герой (а уже потом дед)

Клаус / Klaus

Сценарист: Грант Моррисон

Художник: Дэн Мора

Жанр: фэнтези, ужасы

Издательство: Fanzon (российское издание), Boom Studios (оригинал)

Год издания: 2018 (в оригинале — 2016)

Переводчик: А. Мальский

Похожие произведения:

  • «рождественские» рассказы разных авторов

История становления фольклорных персонажей порой имеет интересные повороты. Так, Санта-Клаус стал собирательным образом нескольких исторических и мифологических прообразов, порой совершенно друг другу противоречащих, как, например, Святой Николай и демонический Крампус. Окончательную иконографию Санта получил после выхода рекламы Кока-Колы в 1931 году. В проявлениях поп-культуры образ получил широкую огласку и особо не изменился до сих пор. Но это не значит, что эволюция Рождественского Деда на том и остановилась. И комикс «Клаус» — яркое тому подтверждение. И так уж вышло — в декабре 2018-го комикс был выпущен и в России.

Грант Моррисон создал, пожалуй, одну из самых интересных интерпретаций образа Санты в целом, и не только среди комиксов. Всё дело, конечно же, в оригинальности. «Клаус» — это яркое сочетание разнообразных поджанров фэнтези, от героического до городского, с вкраплениями супергероики и добротной антиутопией. Причём это нисколько не мешанина, слабо связанная между собой, а цельное произведение, читающееся на одном дыхании. Какие-либо сюжетные несостыковки едва ли можно отыскать, настолько сценарий отрихтован.

Итак, как уже говорилось, история Санты у Моррисона получилась самобытная, но в то же время она не сильно противоречит каноническим представлениям. Это далеко не деконструкция образа Санта-Клауса, как может показаться поначалу. Всё дело в том, что герой представлен в начале своего пути в некоем германоподобном средневековом городе Гримсвиге. Его история начинается с того момента, когда он приходит в город за закупками. Как оказывается, город, который он некогда знал процветающим, насквозь пропах тоталитаризмом, а правит здесь железной рукой лорд Магнус. И нечто инфернальное есть в ауре этого деспота — нечто такое, что также связано с главным героем. У последнего в биографии всё тоже не так прозрачно — всё больше и больше повествование погружает в многогранную личность персонажа, открывая его с новой стороны. Это не только моменты из его прошлого, но и изменения, происходящие по ходу основного сюжета. В общем, драматургия построена на ура, и дёргание за одну нитку немедленно в адекватной мере отражается на всей сетке сюжета. Это всё, что нужно знать о технической стороне сценария.

Что же до личности, то за несколько выпусков герой успевает побывать изгоем, охотником, шаманом, народным заступником, дарителем, террористом, революционером, простым человеком или могучим богом. В чертах Клауса легко проглядываются и конаноподобные герои, и некоторые божества вроде Одина. Но прежде всего это история именно о человеке, получившем бессмертие в качестве вознаграждения.

Антагонисты — образцы запущенности, избалованные супостаты, возомнившие о себе, будто они выше других. И только народный заступник может положить конец стенаниям людей.

Мрачная составляющая прописана и прорисована очень хорошо: оскалы, кровь, ожидание своего рода апокалипсиса — всё в наличии. Магнус как одержимый бросил большую часть ресурсов на шахты, заставляя работников трудиться в нечеловеческих условиях. Истинная причина не так проста, как может показаться, она в итоге превращает историю не просто в мрачное фэнтези, а в настоящие лавкрафтовские ужасы. При этом лорд города запретил всячески радоваться, а потому и праздники тоже запрещены и преследуются законом. Казалось бы, Моррисон тут изрядно добавил фантастического элемента, однако мы хорошо помним, как нечто подобное не раз происходило в истории человечества — например, в сталинскую эпоху, когда даже празднование Нового года некоторое время попадало под жёсткую критику и запрет. Дабы бороться с произволом, наш герой, как и подобает хорошему революционеру, начинает с основы, а основа общества — это дети. Он и начинает раздаривать подарки на радость детишкам и наперекор зарвавшимся властям.

Что же до изобразительной части, то и тут комикс не подкачал — иллюстрации Дэна Моры исполнены просто блестяще. Хлёсткие, динамичные сцены, погони, драки, переживания героев — с лёгкой руки художника передаются читателю.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)