DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Симулируем супергероя. Часть первая

Комиксы когда-то породили супергероев, но со временем страницы графических произведений оказались слишком тесными для них. Герои, творящие справедливость, прорвались в кино, литературу и, конечно, видеоигры. И если в разных сферах искусства мы лишь идентифицируем себя с героем-спасителем, то в играх можем сами примерить на себя роль супергероя. Большинство таких проявлений — адаптации историй культовых персонажей, сошедших со страниц комиксов, вроде Росомахи, Бэтмена, Человека-паука и других. Появление героев-сверхлюдей в играх, тем более мрачных — редкое исключение. Их мы и рассмотрим.

Часть I: В зоне карикатур

Перво-наперво коснёмся карикатурного отражения жанра в игровой индустрии, главное из которых «Comix Zone». Ведь какой серьёзный жанр не любит посмеяться над собой? Вопрос, конечно, риторический.

Игра: «Comix Zone»

Платформа: «Sega Mega Drive»

Жанр: игровой комикс, «попаданы», постапокалипсис

Год выпуска: 1995

Супергерой: Скетч Тёрнер

«Comix Zone» — симулятор не только супергероя, но и комиксов в целом. Этот классический 2D-платформер - творение относительно молодое. Дело в том, что год его выпуска — 1995-й, время, когда появились более продвинутые платформы вроде «PlayStation». «Зону комиксов» уже тогда некоторые посчитали скорее ностальгией с его простым сюжетом, но увлекательно-сложным игровым процессом и специфическим дизайном. Новаторское здесь только симбиоз комикса и видеоигры.

Comix Zone

Незамысловатая история расскажет о художнике комиксов Скетче Тёрнере, попаданце, оказавшемся на страницах собственного графического произведения со всеми вытекающими. Имя героя – прямая отсылка к изобразительному искусству («Scetch»  — набросок). Как и многие художники, Скетч в очередной раз засиделся допоздна, отрисовывая страницу постапокалиптического комикса. Как вдруг молния ударила через окно, попав аккурат по главному злодею, тем самым оживив его. То ли желая поиздеваться над творцом, то ли по какой ещё неведомой причине, но главгад отправляет Скетча выживать на страницах его собственного комикса. Скетчу приходится пожалеть, что он создал столь нерадужное произведение: Земля находится в плачевном состоянии, всюду шныряют пришельцы, устанавливая злодейские порядки. В общем, штамп на штампе. Увлечь игрока помогло обаяние главного героя. Скетч и вправду выглядит как заправские андеграундные художники, кои иной раз забывают следить как за внешним видом, так и не замечают смену дня и ночи, а также злоупотребляют содовой, пиццей и другой не самой здоровой пищей. Впрочем, в этом недотёпе узнали себя не только художники, но и многие игроки. Скетч время от времени пускает то самолётики, то испускает газы (те самые), нюхает носки и ругается. Возможно, это главный фактор, сделавший  «Comix Zone» столь популярным.

Боевые качества Тёрнера – дань уважения всем героям боевиков, включающие в себя запоминающиеся удары руками-ногами, в прыжке, с разворота, борцовские броски и комбо. Не брезгует Тёрнер и более летальными средствами, типа взрывчатых средств и огнестрела. И только суперприём не даёт нам забыть, что это супергероика: превращение Тёрнера в карикатурного «супера» с квадратной челюстью уничтожает всех врагов в пределах экрана-страницы (не считая боссов). Кстати об эффектах разрушений и уничтожений: это всё оформлено в виде разрывающейся бумаги — ещё одна дань уважения к девятому виду искусства, также как и гаттеры, бабблы и перелистывания. Во многом Тёрнеру помогает его ручная крыса Роудкилл, а в качестве NPC-помощницы выступает романтический интерес героя — генерал Алиса Циан.

Comix Zone

Прозвучит как каламбур, но в этом квази-бумажном мире главного злодея Мортуса сложно назвать «картонным». Мортус вообще похож на престарелого художника комиксов, эдакая противоположность Тёрнера: озлобленный, старый, уничтожающий, а не создающий комикс. Одно удовольствие наблюдать, как его когтистая неухоженная рука в прямом смысле рисует злоключения и преграды на пути героя.

Как ни странно, в этом сюрреалистическом творении система затраты хит-пойнтов довольно реалистична: удары по твёрдым предметам могут снизить здоровье, и даже враги, и те же боссы, слабеют, затратив строго лимитированные спецприёмы и боезаряды.

Что ни говори, а заштампованность элементов этой классики жанра отнюдь не недостаток, ведь как уже говорилось  — клише здесь скорее элемент карикатуры или даже разрыва шаблона. А вот что действительно представляет собой слабую сторону, так это продолжительность. Несмотря на сложный для таких платформеров игровой процесс, пройти «Comix Zone» можно в разы быстрее тех же «Battletoads», «Contra» и прочих. Впрочем, для многих, кто устал от игр с уймой уровней и разбитых при этом джойстиков, такое исключение оказалось глотком свежего воздуха. Не менее важным элементом было и музыкальное сопровождение за авторством  Говарда Дроссина и его бэнда «Roadkill» (в честь которых названа ручная крыса Тёрнера), исполняющих «heroic rock»  в лучших традициях «Nirvana», «Guns’n Roses» и «Metallica». Так что «Зона комиксов» это целиком шедевр.

Comix Zone

СМИ, особенно сетевые ресурсы, часто пускают слухи о всякого рода возрождениях-перерождениях и ремейках «Comix Zone». Рано или поздно кто-нибудь от слов перейдёт к делу. Вопрос в том, смогут ли разработчики переплюнуть оригинал, и станет ли он актуальным в наши дни? Мы уже имели печальный опыт знакомства с перезапуском «Splatterhouse» 2010-го  года, не оправдавший всех ожиданий. Большинство киноадаптаций игр также терпят фиаско. Надеемся, что история приключений Скетча как обычно окажется жемчужиной в насквозь клишированной поп-культуре.

Похожие игры:

1. «Comic Jumper: The Adventures of Captain Smiley»

Хороший пример всегда будет достойным образцом для подражания, и хоть официально это не подтверждено, но создатели «Comic Jumper» явно черпали вдохновение у «Comix Zone». Об этом кричит даже название, уж не говоря об игровом процессе и дизайне уровней. Но подан игрокомикс в духе своего времени.

Комикс-мир «Comic Jumper» чем-то напоминает серии «Young blood» и «Boys», в которых супергерои представлены как элемент шоу-бизнеса. И как это бывает, свет некоторых супер-звёзд шоубиза со временем меркнет, прям как у героев игры — Капитана Смайли и его эмблемы-симбиота Звезды. Как и подобает любому смайлу, главный герой неунывающий простачок, но вместе с тем он наделён брутальностью заправского супергероя. При этом в памяти всплывают слова из детской песенки «Капитан, капитан, улыбнитесь!». Звезда же –  полная противоположность носителя: депрессивный циник со скверным нравом. В общем, эти два контрастирующих перса скучать уж точно не дадут.

Comic Jumper: The Adventures of Captain Smiley

Комикс-концепция тщательно перенесена разработчиками из «Twisted Pixel: Tutorial» в виде вставок рассказчика в прямоугольнике, бабблы, вспышки со звукоподражаниями («Boom», «Snikt» и прочее), блоки и гаттеры между ними. А чтобы разнообразить мир, создатели заставили Смайли и Звезду скитаться по страницам комиксов разных жанров и стилей, как например комиксы Серебрянного века или японские манги, то в трёхмерном, то в дмухмерном пространствах. Всё это обыгрывается с особым изыском и знанием структуры комиксов.

Напоследок следует отметить, что столь добротное произведение, подобно недавно вышедшим «Cuphead», создавалось на протяжении многих лет, пока не была выпущена на «Xbox 360» в октябре 2010 года.

2. «Boogerman: A Pick and Flick Adventure»

Ответьте на вопрос: супергерой канализаций, но не Марио? Правильный ответ — Бугермен. Один из самых нелепых героев видео-игр развлекал нас в середине лихих девяностых на 16-ти и 8-мибитках, а затем в 2008 году был переиздан на «Wii Virtual Control».

По сюжету гениальный учёный Стинкбаум изобрёл устройство переработки отходов, а чтобы не загрязнять планету, профессор сбрасывал продукты распада в измерение X-Creament через портал-унитаз. Однако устройство оказалось в руках злодея, желающего устроить на земле мусорный апокалипсис. Помощник профессора и по совместительству протагонист Снотти Рэгсдэйл перевоплощается в супергероя Бугермена (Человек-козявка) и прыгает в портал, решив наказать злодея и предотвратить катастрофу. Игровая механика не делает скидок для слабых и ноющих геймеров, играть как всегда сложно. Побеждать боссов ещё сложнее, придётся изворачиваться и ждать подходящего момента для атаки.

Boogerman: A Pick and Flick Adventure

Сейчас почти невозможно было бы создать вымышленный мир, состоящий из нечистот и продуктов жизнедеятельности, да ещё и с героем, активно использующим неприличное для воспитанного человека поведение. И если повадки грязнули-Тёрнера в «Comix Zone» были элементом развлечения, то в случае Бугермена пердёж и зарыгивания – суперспособности, с помощью которых он расправляется с противником. Разумеется, помогло то, что всё это обыграно юмористически, без приторной пропаганды или двойного дна.

3. «Earthworm Jim»

Черви – частые гости художественных произведений, писатели из Круга Лавкрафта сильно постарались, гиперболизировав чудовищность этих санитаров природы. Но прежде чем мы успели узнать про фолиант «Мистерии Червя», прочитали о падком на музыку монстре из «Долины червя» или хотя бы увидели грабоидов и Шаи-Халуд в кино, многие из нас успели поиграть за червячков из «Worms» и туповатого, но забавного Джима из «Earthworm Jim».

Как-то раз на простого червяка упал скафандр внеземного происхождения, превратив его в супергероя. Теперь Джим имеет связь и контроль над скафандром, и, скитаясь по планетам, спасает вселенную от нападок не менее колоритных злодеев, главные из которых Психоворон и королева Слизнезадница. Опять же не обошлось без клише «дева-в-беде» принцессы Как-Её-Там, представленной в виде объекта обожания протагониста (впрочем, она почему-то не замечает его знаки внимания).

Earthworm Jim

Всего Джим выходил на платформах и ПК три раза. Первые две части – это двухмерные платформеры, в которых даётся возможность пострелять из бластера или использовать тело Джима в качестве пропеллера или хлыста. Сюжетно и по механике обе части похожи друг на друга. А вот «Earthworm Jim 3D» 1999 года позволило нам покопаться в мозгах у червяка (обычно ведь наоборот). Это было очень оригинально, путешествовать по закоулкам сознания находящегося в коме героя. По сути, мы играли за супер-эго (или, если угодно — душу главного героя), спасающего себя от безумия. Редкому хоррору и психо-триллеру удалось бы качественно повторить такое, тем более обыграть юмористически. Вся серия «Earthworm Jim», и в особенности полюбившаяся многим мультадаптация — это издевательство и удачная пародия на весь жанр супергероики, а потому советуем иной раз устроить ретро-вечер, поиграв в Джима и пересмотрев мультсериал.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)